40-й Московский международный кинофестиваль в разгаре

Любовь или гнев: что победит на ММКФ?

40-й Московский международный кинофестиваль в разгаре. Его перенесли с июня на апрель из-за чемпионата мира по футболу.

Президент ММКФ Никита Михалков по–прежнему зол на Запад, но фильмы с Востока в программе этого года вовсе не превалируют над европейскими и американскими. То же касается жюри: Паоло Дель Брокко — продюсер из Италии, Настасья Кински — актриса из Германии, Джон Сэвэдж — актер из США... Сэвэдж, правда, в доску «свой»: именно он сыграл главную отрицательную роль злобного тренера американской баскетбольной сборной в «Движении вверх». И не жалеет.

Жюри основного конкурса: Лян Цяо (Китай), Паоло Дель Брокко (Италия), Джон Сэвэдж (США), Настасья Кински (Германия), Анна Меликян (Россия).

— Я восхищен духом и отвагой этой страны, — сказал он о России. — Что касается баскетбольного фильма, мне кажется, это один из лучших фильмов, в которых я участвовал.

Пожалуй, главной сенсацией кинофестиваля стало признание Никиты Михалкова в том, что он хотел дать награду за вклад в мировой кинематограф Харви Вайнштейну. Если Никита Сергеевич не шутит, это была бы главная фига, которую он мог показать миру.

— А что? У него сто номинаций на «Оскара»! Почему мы должны считаться с тем, кто и что говорит? Но он решил, что, пожалуй, не стоит. А такой кайф был бы! Я уже представил, как это будет!.. Все женщины бы встали! Ну кроме некоторых... Это же за вклад в кино, а не в другое место...

Ольга Кабо и Алика Смехова.
Михалков, возможно, и пожалел, что поделился этими планами: в итоге призом «За вклад» решили наградить ушедшего от нас Олега Табакова. Насчет вклада в мировое кино тут, конечно, вопрос, но наши люди Табакова ценят, без сомнения, куда больше, чем заморского шалуна Харви. А на самой церемонии президент фестиваля позволил себе подколоть британских кинематографистов, выразив им «особую благодарность»: «не побоялись, что будут здесь отравлены».

Но это все фон. Политики в этом году в основном конкурсе — минимум. В центре фильмов — человек с его слабостями. Иногда, впрочем, одно другому не мешает: южнокорейская картина «Воспоминания о солдате» — попытка ответить на вечный вопрос, зачем нужна война. Главный герой — рядовой корейской армии — погибает, так и не получив ответа. Черно–белая лента «Гнев» отсылает нас к Португалии 1930 — 1950–х годов, где голод толкает героев на убийство сытно живущих «хозяев жизни»: отнюдь не всегда в Европе было все гармонично. Документальная лента «Молчание других» — о жертвах диктатуры Франко в Испании, которые по сей день не могут добиться реабилитации своих родственников: испанские законы защищают палачей.

Вообще, нынешний ММКФ — это своего рода набор «Нелюбовей» Звягинцева. В Москву привозят картины, которые вряд ли вызывают в своих странах «патриотический» восторг, но они правдивы, и в этом их прелесть. Настасья Кински попыталась высказать мысль, что такие фильмы, как те, что снимает Звягинцев, объединяют, но программный директор ММКФ Кирилл Разлогов тут же ее  осадил: «Скорее разъединяют». Возможно, это разъединение характерно только для сегодняшней России?

Выбивается из серии «нелюбовей» авторский фильм актрисы «Гоголь–центра» китаянки Ян Гэ «Ню», в котором она ищет сексуального партнера в Москве. Не без клубнички. На пресс–показе «Ню» был бешеный ажиотаж и даже скандал: зал не вместил всех желающих.

Константин БАКАНОВ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter