Побывали в гостях у Виктора Петакова, 45 лет проработавшего дояром

Любовь, и точка!

Виктор Петаков из Шкловского района еще в школе мечтал стать дояром

У каждого человека есть свой, написанный еще в детстве сценарий жизни, который определяет его судьбу. Виктор ПЕТАКОВ из деревни Слободки Шкловского района мог бы устроиться в Москве, но выбрал малую родину, где 45 лет проработал дояром. Уже два года он на пенсии, но держит большое хозяйство, потому что, как говорит, земля, крестьянский труд и добрая песня — то, к чему тянется его душа. «У гародзе на градзе вырасла вяргiня, а хто любiць працаваць, дык той не загiне», — звонким голосом выводит Виктор Алексеевич частушки собственного сочинения, с которыми объездил полстраны.

«Странное» сочинение читали всей школе

Чистые, как небо в безоблачный летний день, глаза, открытый взгляд, светлая улыбка… Петаков из тех, кто, несмотря на тяготы, умеет искренне, по-детски радоваться жизни. А она его не баловала. Выросший в многодетной семье, он рано стал самостоятельным.

— Мама Нина Викентьевна всю жизнь проработала дояркой, отец Алексей Леонтьевич — трактористом, скотником. А дома восемь детей по лавкам: помимо меня еще пятеро братьев, сестры-двойняшки. И большое хозяйство: корова, свиньи, куры, — рассказывает Виктор Алексеевич. — Понимая, как непросто родителям, старались им помогать. В восемь лет брал «слончика» (маленькую скамеечку) и доил буренку Слепку. Она на один глаз не видела, отсюда и «мянушка». Зато тихая была, покладистая. А есть коровы с норовом, но меня никогда не обижали. Животные чувствуют, если ты к ним с добром, и отвечают тем же.

Когда Виктор учился в восьмом классе, на уроке литературы учительница дала задание написать сочинение на тему «Кем я хочу стать». «Космонавтом», «актрисой», «доктором», — призналось большинство. А Петаков аккуратным почерком вывел: «Дояром».

Сильно удивил. Это сочинение учительница всей школе читала, — вспоминает сельчанин с улыбкой. — Не хотела молодежь оставаться в деревне, бежала от тяжелой работы. И я бежал. Только на ферму. Мама с коровами возилась, я телят помогал выпаивать. До сих пор помню те запахи — детства, парного молока, сена…

Остался в Слободке

Мечте Виктор не изменил.

— Братья Николай, Петя, Анатолий, Володя и Саша с детства у отца-тракториста в помощниках ходили и надо мной подшучивали, что я не в их мужской компании, а в женской: вместе с сестрами Надей и Раей «коров обслуживаю». Не обижался, — уверяет Виктор Алексеевич. — После школы стал единственным в ту пору в районе хлопцем-дояром. В совхозе «Городец» у меня было 25 коров. Доил вручную трижды в день, в четыре утра уже был на ферме, таскал на себе 40-литровые алюминиевые бидоны… После армии меня звали в Москву, мог сменить профессию, стать милиционером. Но мама, как об этом узнала, опешила: «Какой из тебя милиционер — ты же метр с кепкой?» Мой рост 164 сантиметра, но дело же не в нем, мне самому не хотелось уезжать из Слободки.

Главное — любовь

Виктор Алексеевич в жизни повидал немало. Воин-интернационалист, он прошел Афганистан.

— Служил в ремонтной бригаде. Часто привозили такую развороченную технику, что, глядя на нее, осознавал: у тех, кто в ней находился, не было шансов уцелеть. Наших ребят в Афгане полегло немало. Когда оттуда летел на родину, со мной на вертолете доставляли несколько цинковых гробов…

Человек верующий, Петаков до сих пор благодарит Бога за то, что ему не пришлось никого убивать, что остался невредим. Во что он верит всем сердцем, чему учил своих детей: главное в жизни — любовь, к близким, Родине, месту, где появился на свет. С женой Любовью, которая тоже всю жизнь проработала на ферме, они вырастили пять дочерей: Аню, Олю, Юлю, Машу и Катю.

— Когда еще был молодой, от тещи узнал, что в больнице роженица отказалась от сынишки. С женой решили: усыновим. Собрали все документы. Но выяснилось: на малыша претендует еще одна семья, бездетная. Понимая, что там ему будут уделять больше внимания, уступили, — откровенничает Виктор Алексеевич.

У Виктора и Любови десять внуков.

— Корову уже не держим, но для них молоко есть — завели коз, козлят. Еще на подворье лошадка Даша, несколько десятков кур, — перечисляет Петаков и затягивает любимую песню: «А я рана падымаюся, Богу памалюся, казу Марту падаю — малака нап'юся. Ох, ох, не дай бог, сядзецi без справы, лепей пець, працаваць i Радзiму праслаўляць».

Он и прославляет. Всю жизнь ходил в передовиках, награжден орденом Трудовой Славы III степени, грамотами за добросовестный труд в системе АПК, личный вклад в повышение эффективности развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. А Петаков-исполнитель известен за пределами Шкловского района. На диске обрядовых песен он представлен как «народны спявак, карыфей са Шклоўшчыны».

— Разные песни люблю: церковные, народные. Выступаю на районных, областных праздниках, «Дажынках», на международных фестивалях этнокультур, — перечисляет сельчанин. — Самобытные напевы, доставшиеся нам от предков, надо популяризировать. Ведь это история, душа народа. Затянешь песню, и усталость как рукой снимает, и хочется дальше жить, работать, дарить тепло людям.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter