Любовь и разлука

Две  верные  подруги  старинного  автомобиля

Две  верные  подруги  старинного  автомобиля

Когда-нибудь в нашей стране обязательно будет настоящий автомузей. Мы придем и увидим мазовские «сороконожки» Б. Шапошника, магистральные автопоезда М. Высоцкого, добротные автомобильчики М. Горбатого – нашего далекого земляка, оказавшегося в начале прошлого века в Германии и удачно занимавшегося там автопроизводством. А еще образцы гениального автодизайнера XX века Я. Савчика (француза с белорусской родословной) и все, что имели, но не удержали. Бесспорно, музейные экспонаты сохраняют сегодня энтузиасты автомотостарины. 

С такой надеждой, похожей на мечту, я покидала выставку старинной автомототехники, прошедшую в прошлые выходные в столице. 

Надежду пробудила первая за­хватывающая картинка: ряд величавых атрибутов Страны Советов – «чайки», ЗиМы, «победы», «волги». И все, как на параде, с блеском и с шиком. Когда мы такое у себя видели? Выставку представительских и классических лимузинов под названием «Лимузин-парк» подготовила Белорусская федерация старинной автотехники «Баретро». Представление полностью соответствовало названию. Советскую элитную «персоналку» поддержали «дредноуты» американского производства и представители европейского «золотого века». 

Совсем не конвейерные, а исключительно стапельные «чайки» нынче составляют гордость частных коллекций. Это подтверждают белорусские обладатели бывших «визитных карточек» СССР Михаил Зезюля из Минска и Александр Савонь из Лиды. Еще недавно эти «изделия» не продавались, а распределялись. Существовал такой статусный стандарт: государственным чинам второго эшелона – ГАЗ-12 ЗиМ, затем ГАЗ-13 и 14 «чайка», чиновникам на нижних ступенях – ГАЗ-20 «победа», потом ГАЗ-21 «волга». О семиместной тринадцатой «чайке» теперь говорят: «Такого красивого и одновременно солидного автомобиля у нас не было и не будет». А «четырнадцатую» называют «жертвой политических репрессий» — попала под нож кампании по борьбе с привилегиями. 

Преодолеть трудности по покупке советского лимузина ЗиМ ГАЗ-12 и более экономичной «победы» ГАЗ-20 в 40-х и 50-х годах прошлого столетия могли лишь безудержная мечта и сильнейшее восхищение. Увлекательные истории об этом рассказывают минчане Владимир Дудницкий и Антон Алисевич. Слушая рассказ второго об испытаниях, которым он подвергал свою «победу», в какой-то момент подумала, не спутал ли он легковой автомобиль среднего класса с мазовским тяжеловесом. Однажды Антон Александрович понял, что ездит на раритете, и занялся реставрацией своего любимого авто. Теперь тот действительно похож на памятник истории техники. Знаю, Владимир Антольевич долгие годы доводил ЗиМ, подаренный отцом, до «выходного» блеска. Заканчивать работу помогал его сын. И вот красавец готов. Обоим реставраторам с благодарностью пожала руку – спасают вещественных свидетелей истории. 

«Европеец имеет машину, чтобы ездить, американец – чтобы отдыхать», — говаривали еще в начале тридцатых годов XX столетия. Так и повелось. Машины Нового Света и те, что массового производства: традиционно большие, комфортабельные, с мощным двигателем. На выставке они герои. Выдающаяся и веховая, по словам историков, модель «Oldsmobile Toranade», харизматичная «Chevrolet Camazo» и роскошное спортивное купе этой же марки «Monte Carlo», уличная и гоночная легенда «Ford Tozina». Но «Buick Spesial» 40-х вне конкуренции. Легенд от хозяина Алексея Ермаковца зрители наслушались вволю. Возможно, какие-то истории правдивы. Но лучше найти на «бьюике» небольшой откол покрытия – звук по металлу, и толщина покраски красноречиво объяснит, почему этот монументальный классик создан на века и для красивой жизни. 

Подводя итог выставки, председатель президиума РМОО БФСА «Баретро» Владимир Михалев, поблагодарив участников, сказал: 

— Энтузиасты культурно-исторического движения автомото­старины, преодолев материальные, организационные и другие трудности, сохраняют отечественное и мировое автонаследие, находящееся на территории Беларуси. Тем самым совершая гражданский подвиг по спасению нашего национального достояния. 

Трудно не согласиться, когда рассматриваешь отреставрированный в Мозыре австрийский «Stehr-220» 1941 г.в. Его владелец Геннадий Васьковский провел все работы в своем гараже. Решился на восстановление классика после долгого раздумья – всегда трудно начинать. Этот автомобиль был его первым реставрационным опытом. Сейчас он что-то бы сделал по-другому. Но главное – исторический автомобиль спасен и уже не окажется в качестве ржавого железа под прессом «Вторчермета». 

Эти старинные восстановленные автомобили меняют человека. Словно вирус созидания попадает внутрь. Решил Геннадий сдвинуть с места пылящийся в сарае родни кривенький автомобильчик. Гаечка за гаечкой, пошла работа. Пришлось углубиться в историю. Захотелось приблизить автомобиль к первоначальному облику. Увлекся. Обрадовался приличным результатам. Многому научился. Из владельца одной модели превратился в энтузиаста движения автомото­старины. Сейчас в работе сразу два образца. Вот завершит работу и перейдет в разряд цивилизованного коллекционера технического антиквариата. Что ценно – делает не на продажу. Значит, выросло самосознание. Впрочем, он предпочитает другое ключевое слово – люблю. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter