Любовь должна быть взаимной

Цивилизованность трудовых отношений
Цивилизованность трудовых отношений

Обращаясь с ежегодным Посланием белорусскому народу и Парламенту, Президент четко обозначил свою позицию о будущем контрактной системы. «Много нездорового ажиотажа вокруг контрактной системы. Давайте, наконец, поставим точку: это цивилизованная форма трудовых взаимоотношений, по которой живет весь мир. И никаких отступлений от этой практики не будет: контракт заключается со всеми, начиная от высших должностных лиц, вплоть до рядового работника. Тем, кто трудится добросовестно, нечего бояться», — сказал Александр Лукашенко. Вместе с тем он столь же принципиально высказался и об обратной стороне контрактов: «С другой стороны, отдельными руководителями допускаются злоупотребления. Вот здесь и должна проявляться роль Федерации профсоюзов Беларуси, которая обязана выявлять подобные факты и немедленно принимать меры по их устранению». И профсоюзы готовы к этой достаточно непростой работе. Специалисты ФПБ уже подготовили ряд предложений по усовершенствованию контрактной системы и передали их на рассмотрение Президенту.

Дело правое

Постоянный мониторинг применения контрактов специалисты ФПБ ведут уже почти год. Да и с конкретными предложениями о том, как сделать их более совершенными, профсоюзы выступают уже не впервой. Во многом благодаря настойчивой позиции ФПБ Правительство вынуждено было в свое время внести ряд изменений в трудовое законодательство о контрактах. Многие нормы указа Президента, подписанного Александром Лукашенко 23 августа прошлого года и направленного на устранение субъективизма нанимателей при продлении, перезаключении и прекращении контрактов с работниками, также были подготовлены специалистами ФПБ. Поэтому новая инициатива профсоюзов, скорее, закономерность, чем случайность. И она, поверьте, заслуживает внимания. Тем более, рассказали мне в ФПБ, что предложения юристов федерации были подготовлены на основе анализа применения контрактов. А это исследование, отмечу, проводилось специалистами по поручению Президента, которое было дано им на третьем Всебелорусском народном собрании.

Результаты этой работы позволили экспертам выявить несколько тенденций. Но прежде чем перейти к ним, считаю необходимым сделать одну очень существенную оговорку. Отрицать сегодня контрактную систему как таковую — это не меньшая крайность, как и утверждать, что она идеальна. Специалисты Федерации профсоюзов это прекрасно понимают. В юридическом управлении ФПБ подчеркивают, что после подписания Президентом Указа N 392 ситуация с применением контрактов заметно улучшилась, эта система стала более совершенна. Но вместе с тем она все же имеет свои слабые места, которые становятся очевидны при рассмотрении конкретных случаев из жизни. Все это лишний раз подтверждает старый постулат: идеальных законов не существует.

Год мало, три — перебор?

Итак, первый вывод, к которому пришли специалисты, — заключение контрактов отнюдь не снизило число нарушений трудовой дисциплины и не уменьшило количество несчастных случаев на производстве. Специалисты федерации приводят по этому поводу такой пример: если в системе Минсельхозпрода в 2003 году погибли 63 работника, то в 2005–м — 71. Если что–то и способствовало за последний год наведению порядка на производстве, говорят они, то это два фактора — Директива Президента N 1 и усиление контроля за охраной труда со стороны профсоюзных инспекторов.

Второй — в большинстве случаев контракты с работниками заключаются на годичный срок (минимальный по ныне действующему законодательству).

Третий — обязательные стимулирующие меры при заключении контракта на деле оказались не столь уж и соблазнительными. Так, проанализировав ситуацию в системе потребкооперации, специалисты обратили внимание, что у более чем половины контрактников в этой сфере увеличение ставки не превысило 10 процентов.

Кроме этого, проведенный профсоюзами анализ выявил и еще одну любопытную тенденцию. Количество контрактов, заключенных на срок от 1 года до 3, стало увеличиваться. В системе ЖКХ, скажем, такие контракты сейчас имеют чуть более половины работников. С одной стороны, это позволяет говорить о неком позитиве. Но тут же обнаружилась новая проблема: имея трехлетний контракт, вы не всегда имеете возможность уволиться до истечения его срока. Стоит нанимателю проявить принципиальность, и сотрудник будет вынужден отработать время, оговоренное контрактом. С таким положением вещей профсоюзы не согласились и по инициативе председателя ФПБ решили разработать порядок прерывания контракта. По мнению Леонида Козика, человек должен иметь право расторгнуть его без всяких санкций, если ему будет предложена другая, более выгодная или престижная работа.

Контракт без срока?

Кроме того, федерация намерена добиваться обязательного продления контрактов с работниками, добросовестно работающими и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, имеющими высокую квалификацию и длительный стаж работы в организации. Причем контракты с такими ценными специалистами, считают юристы ФПБ, должны заключаться не только в обязательном порядке, но и на максимальный срок, разумеется, в пределах, предусмотренных законодательством, но с последующим заключением с ним трудовых договоров на неопределенный срок. А в случае если работник был уволен по истечении срока контракта и при этом он добросовестно работал и не допускал никаких нарушений трудовой дисциплины, ему должна быть выплачена компенсация в размере трех среднемесячных заработков — еще одно предложение профсоюзов.

ФПБ также ратует за то, чтобы годичный срок продления контракта мог быть уменьшен не с согласия работника, а только по его письменной просьбе. Особого внимания заслуживает и инициатива профсоюзов о том, чтобы нормативные правовые акты, а также коллективные договоры (соглашения) могли определять категории работников, с которыми контракты не должны заключаться вовсе. Равно как и их предложение о том, что контракт с женщиной, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, должен продлеваться на срок не менее чем до достижения ребенком 5–летнего возраста.

А вот предложения профсоюзов по стимулированию труда мне лично видятся достаточно спорными. Специалисты ФПБ предлагают, во–первых, установить, что бюджеты всех уровней должны предусматривать средства на применение дополнительных мер стимулирования труда. Во–вторых, законодательно оговорить недопустимость заключения контрактов при отсутствии у нанимателя достаточных средств на применение этих самых дополнительных стимулирующих мер. Впрочем, пока не будем спешить с выводами. Анализ применения контрактной системы вместе с пакетом предложений федерации будет представлен на рассмотрение Президенту в самое ближайшее время. Так что оценку этой работе мы узнаем очень скоро.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter