Любопытные «зверюшки» с домашней «пропиской»

Мечислав   Змитрович, чудак-человек из   Трокеник,   создал   частный   уникальный   музей   животного   мира. В экспозиции более 500 единиц. И 168 видов птиц! Заметим: это больше половины птичьего царства Беларуси. А еще в музее чучела почти всех зверей наших лесов

Мечислав   Змитрович, чудак-человек из   Трокеник,   создал   частный   уникальный   музей   животного   мира

Музей фауны в деревенской хате? Есть такой в деревне Трокеники Островецкого района. 

Председатель райисполкома Адам Ковалько сказал: 

— Надо нам выкроить время, чтобы посмотреть музей фауны. Он необычный, располагается в деревенском домике. Хоть вечером, но обязательно свожу вас туда. 

Мы — Татьяна Ковалева, заместитель министра образования, Леонид Гуляко, уполномоченный по делам религий и национальностей, и автор этих строк — с удовольствием приняли столь заманчивое предложение. Днем было недосуг, навестили музей поздно вечером. Его хозяин Мечислав Змитрович вначале несколько растерялся: зачем пожаловали неожиданные гости из столицы?.. 

Музей создан в 1989 году, в экспозиции более 500 единиц. И 168 видов птиц! Заметим: это больше половины птичьего царства Беларуси. А еще в музее чучела почти всех зверей наших лесов. 

Мечислав Змитрович работает в хозяйстве сторожем. Как пришла ему в голову невероятная  идея? 

— Я служил в армии в Афганистане, — рассказывает хозяин. – Вернулся домой, к родителям, они тогда жили в деревне Слободке. В город меня никогда не тянуло, здесь такое приволье: леса, луга, поля! Зачем от этого уезжать? Вступил в общество охотников. Начал читать книги о природе, главным образом о разных зверях, птицах… Увлекся животным миром. Сам я вырос в деревне, и все, о чем узнавал из книг, очень понятно и близко. Хотелось этот самый животный мир сделать каким-то, ну как вам лучше объяснить?.. 

— Осязаемым, — подсказываем мы. 

— Да-да, очень правильно говорите. Вот и начал делать чучела разных зверюшек, птиц. Сначала так себе, а после почти все свободное от работы время отдавал этому увлечению. Вскоре у меня появилось столько этих чучел, что родители отвели для них целую отдельную комнату. Я женился, с семьей переехали сюда, в деревню Трокеники. Ну, сами догадываетесь, все чучела привез с собой. И рядом с нашей хатой поставили небольшую уютную пристройку для музея. Вот так все начиналось. 

Послушаешь Мечислава – кажется, все просто. Ан нет. Он не любит хвастаться, рассказывает о своем необычном увлечении скромно, без всяких эмоций, как, скажем, о вспашке огорода или посадке бульбы. Между тем в нашем случае мы имеем дело со сложнейшей и очень тонкой наукой – таксидермией, то есть созданием чучел зверей и птиц. Примечательно то, что ею в совершенстве владеет простой деревенский житель, не имеющий никакого специального образования или подготовки по этой части. 

В музее – целые природные композиции. Любовно, оригинально и с немалым талантом оформлены небольшие уголки, полностью соответствующие тем естественным условиям, в которых данный зверь или птица обитают. 

Мечислав Иванович одновременно выступает в трех ролях: основатель, владелец и экскурсовод музея. 

— Вот наши парнокопытные олень, лось, косуля, дикий кабан. Они и занимают в «доме» больше места, чем другие. А вот лесная куница, тхорь, ласка. Тоже любопытные зверюшки… 

О каждом Мечислав Иванович поведает много интересного. Ценность экспозиции и в том, что здесь есть представители животного мира Беларуси, количество которых, к сожалению, постоянно сокращается. Та же лесная куница, в прошлом обычный хищный зверь наших лесов. В книге «Жывёльны свет Беларусi» об этой кунице приводятся интересные данные. Когда-то она была важным объектом охоты, обмена и торговли. В 1921 году заготовительные пункты Беларуси закупили свыше 80 тысяч шкурок куниц. В 1970—1975 гг. ежегодно добывали их всего лишь около полторы тысячи. В 1976 г. на  территории республики было около 9,6 тысячи этих зверьков. 

Оригинальный зверек – ласка, к сожалению, в нашей республике немногочисленный. Обитает на лугах, перелесках, в болотах, зарослях на берегах водоемов, возле человеческого жилья – в сараях, конюшнях, скирдах соломы. 

Хозяин музея расскажет вам много любопытных историй своей охоты. Это своеобразное дополнение к осмотру экспозиции. Когда мы спросили его, какой был самый опасный случай, он, не задумываясь, ответил: 

— Когда я впервые охотился на кабана, ранил выстрелом и пошел по его следу. Без собаки. Свежая пороша, меня охватил азарт, ну, думаю, мой секач. Отмахал с километр и вдруг вижу – кабан навстречу идет прямо на меня, метров пятнадцать нас разделяет, не больше. Я, слава Богу, не растерялся, мгновенно вскинул ружье… Выстрел был точным, сказалась моя служба в армии. Кабан свалился, тут ко мне подбежали мужики и давай меня ругать. Дескать, почему преследовал раненого зверя один и без собаки?! Председатель охотколлектива хотел отобрать у меня охотничий билет, да пожалел. Теперь я хорошо усвоил строжайшее правило: подранка-секача преследовать только двум охотникам с двумя собаками. 

Еще Мечислав Иванович расскажет, как за одну зиму уложил аж четыре волка! Еще забавный случай: в их деревню как-то забрел енот. И деревенские ребятишки играли с ним, как с домашней собакой… 

— Посетители в музее бывают? – спрашиваем у Змитровича. 

— Да, и много. Особенно дети,  я всегда им рад. К сожалению, большинство очень мало знают о зверях и птицах Беларуси. Ну, я на все их вопросы отвечаю охотно. 

Именно в этом особое значение музея – приобщение детей к живой природе нашей республики. Мечислав Змитрович – нетипичный сельский житель, это уж точно. Но его увлеченность столь сложным делом неимоверна, интерес всепоглощающий. Это, образно говоря, труд его души. 

— В наших планах, — говорит Адам Дмитриевич Ковалько, — создание районного историко-краеведческого музея. Что ж, экспозиция животного мира благодаря Мечиславу Ивановичу уже есть. 

Вот и скажите после этого, что Мечислав Змитрович – чудак-человек. Побольше бы таких чудаков в нашей жизни. 

Островецкий район

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter