Любите живопись, поэты и прозаики

История одной фотографии писателя Виктора Карамазова

В 1991 году на нашем телевидении сняли фильм по сценарию Виктора Карамазова «Крыж на зямлi i поўня ў небе». Режиссером был Валерий Басов. В большом редакционном кабинете накрыли стол, чтобы это событие отметить. Пришел автор — Виктор Филимонович Карамазов. Он был в тулупе с кучерявым воротником. В руках большая сумка с деревенскими угощениями. Все это начали раскладывать. В редакции запахло чесноком, колбасами, салом, капустой и прочей нехитрой, но аппетитной крестьянской снедью. Да и сам автор сценария показался мне человеком деревенским, чуть стеснительным, улыбчивым. Казалось, что Виктор Карамазов только–только закончил управляться по хозяйству. Может, дрова во дворе колол, а может, сено на санях перевозил с поля к дому. В общем, выглядел писатель совсем не по–столичному.

Телевизионные и киношные люди слушать не умеют. Они все зациклены на себе и собственной исключительности. Они любят говорить. Но в том застолье все получилось по–другому. Говорил Виктор Карамазов. Неторопливо, спокойно, не повышая голоса. Мне даже показалось, что он вспоминает написанное собственной рукой. Он рассказывал о художнике Бялыницком–Бируле (фильм о нем), о белорусской природе, тихой и немного печальной, о реках и озерах... О культуре рассуждал, об утраченных традициях. А потом, я это хорошо запомнил, наколол на вилку кусочек домашней, пальцем пиханной колбасы и рассказал, как ее готовят деревенские женщины. Всю процедуру, от начала и до тарелки. И я представил зимний вечер, хату, стол, засланный клеенкой, котлы с горячей водой, двух селянок, занятых работой, и их разговоры о детях, мужьях и болезнях и стук ножей... Запомнил, как мерно покачивалась вилка в руке писателя и сколько боли и уважения звучало в неторопливых воспоминаниях. Мне даже подумалось, что я слушаю нечто совсем не бытовое, когда–то уже виденное, а религиозное, давнее, почти древнее. Сидевшие за столом слушали внимательно и настороженно, боясь пропустить слово, вздох, интонацию.

Кроме повестей, рассказов и романов, Виктор Карамазов написал несколько книг о художниках, с которыми долго дружил. И я все думал, находя в его текстах очень точные детали, связанные не только с мыслями живописцев, но и с ремеслом. Откуда он эти тонкости знает? А ларчик, как говорится, просто открывался. Писатель и сам часто берет этюдник и выходит на природу, чтобы изобразить на полотне понравившийся пейзаж. Может, поэтому все, что он написал и пишет, — так изобразительно и точно.

Именно такой снимок, когда писатель не за столом, а на природе с холстом и этюдником, я и выбрал.

ladzimir@tut.by

Фото любезно предоставил Евгений Фомич КОКТЫШ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости