Любить жильца надо искренне

Тепло и уют в подъезде. Чистые дворы. Вежливые сантехники и управляющие. Как сделать былью эту сказку?..

Тепло и уют в подъезде. Чистые дворы. Вежливые сантехники и управляющие. Как сделать былью эту сказку? Горячие головы уповают на радикальные рыночные реформы. Мол, конкуренция заставит бизнес крутиться, снижать затраты, угождать жильцу и всячески его любить. Но не так все просто. А иная простота, как известно, хуже воровства...


Последствия коммунальных реформ по российскому сценарию, где власти ушли от контроля за системой ЖКХ, рассчитывая на самоуправление и сознательную инициативу граждан, мы ежедневно наблюдаем в телерепортажах о замерзающих домах, баснословных счетах в жировках, разворованных деньгах и бесконечных судебных тяжбах. Мы, кстати, тоже сделали ставку на эту самую инициативу, одними из первых среди бывших союзных республик приняв 15 лет назад закон о совместном домовладении. Он, к сведению, едва ли не точная копия немецкого. Есть, правда, один маленький, но ключевой нюанс.


У нас 85 процентов жилья — в собственности граждан, в Германии — около 40 процентов. То есть на деле у нас в одном доме, предположим, 500 квартир и 500 собственников, а у них — те же 500 квартир, но у трех–четырех собственников, фактически домовладельцев. Их общий интерес — бизнес на сдаче в аренду жилья. Это не наше товарищество из домохозяек, многодетных семей, пенсионеров, инвалидов и бизнесменов. Могут ли эффективно управлять жильем случайно оказавшиеся в одном доме, мало знакомые между собой люди? Вряд ли.


А где же множество управляющих компаний, легко сменяемых и готовых предложить услуги по самым низким тарифам? Где четкие правила игры, технические регламенты, тарифные соглашения, контроль затрат? Немецкий бизнес в ЖКХ обставлен томами всякого рода инструкций. А что у нас сделано за 15 лет? Несколько невразумительных, хаотичных шагов. Причем в новостройках. «СБ» писала об этом в публикации «Сколько стоит рыночный имидж ЖКХ» (номер за 20 ноября). Перемен пока не видно. Министр ЖКХ Андрей Шорец в одном из интервью заявил: у Минжилкомхоза нет сведений о том, что кого–либо насильно заставляют заключать договоры с управляющими компаниями. А если гражданина что–то не устраивает, он всегда может вместе с другими жильцами собрать общее собрание, выбрать приемлемую форму управления, на худой конец — обратиться в исполком, который поможет решить проблему. К сожалению, посетовал министр, граждане этим правом не пользуются. А в это время в редакцию потоком шли жалобщики, искатели справедливости с весьма красноречивыми историями.


Валерий Карабаев живет в доме 2а по переулку Корженевского в Минске. Полсотни квартир обслуживает частный ЖЭС, созданный застройщиком. Как утверждает Валерий Антонович, дом был принят с недоделками и обслуживается плохо. О чем пенсионер стал писать жалобы. По его инициативе исполком пытался провести общее собрание жильцов. Но, как и следовало ожидать, жильцы не явились ни на одно, ни на второе собрание. В общем, эффекта пока ноль, а репутацию склочника, дебошира и жалобщика товарищ Карабаев приобрел.


Пенсионерку Галину Зубель угораздило построить трехкомнатную квартиру 96,7 метра в доме № 3 по улице Пархоменко. В нем всего 30 квартир. Заправляет всем товарищество собственников. Да так лихо, что в жировках пенсионерки суммы за техобслуживание вчетверо больше, чем гостариф. А что удивительного? Обслуживающего дом персонала с хорошей зарплатой в товариществе едва ли не столько, сколько и жильцов. Письма гражданки Зубель об оптимизации затрат, сокращении штата и, допустим, установке хотя бы автоматики для включения и выключения света в подъезде, рассматриваются так. «Желание некоторых собственников элитных квартир, чтобы электрик, сантехник или управляющий за одну ставку обслуживал два товарищества, является всего лишь их желанием и ничем не подкреплено — ни решением общего собрания, ни согласием самих сотрудников. Подпись: управляющий Куркин С.В.»

Между тем в 2005 году в товариществе была аудиторская проверка. Выводы ее потрясли жильцов. Оказывается, в 2003 и 2004 годах граждане переплачивали за ничем не обоснованные коммунальные расходы миллионы рублей. Пенсионерка Зубель оказалась особенно впечатлительной и с 2006 года уведомила товарищество, что возмещать такие кабальные траты не собирается. Товарищество пыталось взыскать с нее по суду почти 9 миллионов рублей задолженности с пеней. Иск проиграло. Учло ошибки и теперь снова пишет баснословные суммы технического обслуживания в жировке пенсионерки. Но самое любопытное не это. Судебные издержки возмещает, как вы думаете, кто? Товарищество. То есть те самые жильцы. Хочешь судиться — плати! И исполком в курсе дел. Вот что ответил заместитель главы администрации Центрального района Минска С.В.Резкий на просьбу гражданки Зубель о помощи:


«Согласно действующим нормативным требованиям проверки организаций вправе проводить только государственные органы или иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих органов с указанием сфер контрольной деятельности. Администрации районов Минска не включены в перечень контролирующих органов, соответственно не правомочны самостоятельно проводить проверки. Разрешение спорных вопросов между правлением и членами товарищества собственников находится в компетенции судебных органов». Переведу на грубый русский: а не пошли бы вы, гражданка Зубель, куда подальше.


Кратко подведем итоги. Отказавшись от ругаемого, но подконтрольного и проверенного десятилетиями ЖЭСа и ЖРЭО, граждане получают никем не контролируемые тарифы на техобслуживание, которые согласно действующему законодательству могут отличаться от тех, что утверждены Правительством. Исполкомы отказываются их интересы защищать, а все обращения в суды оборачиваются только дополнительными тратами. А теперь вопрос: какое «светлое» будущее ЖКХ мы медленно и верно приближаем?


Можно возразить, что все это происходит в новостройках, так называемых домах улучшенной планировки. И если жильцы нашли деньги, чтобы купить там квадратные метры, то найдут средства и на «коммуналку». Да, наверное, большинство найдет, недовольные, в конце концов, съедут. Но ведь это порождает систему: если есть возможность брать «коммуналку» по максимуму, то ее и будут насчитывать по максимуму. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. У частной обслуживающей организации сегодня нет стимула экономить электроэнергию, тепло и воду. Потому что жилец заплатит за все! Никаких ограничителей! Новые коммерческие дома каким–то чудным образом сдаются без индивидуальных счетчиков и приборов регулирования тепла, нет фотореле на круглосуточно горящих лампочках в подъездах. И это пока дом не состарился, Галине Зубель предъявляют жировку «только» на 800 тысяч рублей в месяц. Со временем жилью понадобятся ремонты и замена оборудования. Про капремонт и подумать страшно...


Как страус, зарывая голову в песок, мы можем в итоге получить огромные коммунально–социальные проблемы. И отмахнуться от них, заявив: «Это ваша, граждане, недвижимость, что хотите с ней, то и делайте», — не получится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter