Любить и ценить

На этой неделе мне выпала честь выступить в рамках Консультативного межконфессионального совета с докладом о патриотическом воспитании в Талмуде. Встреча, организованная Аппаратом Уполномоченного по делам религии и национальностей, проходила в Минске в Храме-памятнике в честь Всех Святых. Жизненные, полезные уроки были даны православными, католическими священниками, муфтием, а также представителями министерств обороны и образования. И не буду утверждать, но, возможно, при данных обстоятельствах и в данном месте раввин впервые цитировал те строки Талмуда, которые говорят о понимании роли Отечества.

До разрушения в VI веке до нашей эры Первого Иерусалимского Храма и изгнания евреи считали Родиной только землю Израиля. Но пророчески предвидя то, что евреям предстоит жить и в тех землях, куда их увели, Ирмиягу (пророк Иеремия) говорит соотечественникам следующее: “Просите мира для того города, в который изгнаны, и молитесь за него Господу, ибо при его благополучии и вы будете благополучны”.

В конце этого же века евреи стали возвращаться в землю Израиля, отстроили Храм и в течение нескольких веков восстановили страну, хотя многие оставались в странах диаспоры. И вот в I веке нашей эры вновь война и разрушение уже Второго Иерусалимского Храма. Раввин Ханина, заместитель первосвященника, видел на своем веку и междоусобные войны, и разрушения, и время, когда враг победил его народ, а впоследствии и казнил его самого за уроки Торы. И его слова об отношении к власти остались в сборнике Пиркей Авот (Поучения отцов 3:2) на века: “Молитесь за благополучие правительства, поскольку, если бы не трепет перед ним, люди проглотили бы друг друга...”

И все же оставались вопросы, касающиеся не только того, как относиться к государству, где ты живешь, к его правительству, но и как, исполняя заповеди, блюсти законы страны, которая стала Отечеством с ее культурой, традицией и уставом.

В 241 году нашей эры персидский царь Шапур I даровал всем национальным меньшинствам страны, в том числе и иудеям, культурно-религиозную автономию. В ответ на это один из лидеров поколения, глава религиозной Академии и религиозного суда в Нехардее раввин Шмуэль Ярхинаа выразил признательность за данное решение. И в назидании потомкам оставил правило в Талмуде (трактат Баба Батра 54): “Дина де малхута — дина”, или “Закон государства является законом для исполнения”.

Все выше упомянутое актуально и в XXI веке.

О патриотизме и героизме евреев можно много прочитать сегодня, а также услышать на церемониях на мемориале “Яма” в Минске и в других городах, где есть еврейские общины. Конечно, молодежь несколько по-своему трактует сегодня понятия “Отечество” и “патриотизм”, но утверждать, что это совершенно иная трактовка, нельзя. Именно благодаря инициативе молодежи, еврейской и не только, а также интересу к патриотическому воспитанию проводятся “Марш Памяти” в Гродно, представление “Момент памяти” на Международном фестивале “Пуримшпиль в Витебске”, урок толерантности в музыкальном колледже в Лиде, действуют проекты по сохранению еврейского наследия в Беларуси и музеи, рассказывающие о героизме и патриотизме еврейского народа, в Бресте, Мире, Барановичах, Новогрудке и так далее.

Двадцать лет назад гимном молодежного движения НеЦеР в Беларуси, Украине и России стали строки из трактата Поучения отцов, в переводе с иврита на русский звучащие так: “Кто мудр? Тот, кто учится у каждого. Кто счастлив? Тот, кто доволен своей долей”. И для меня это в чем-то пример любви к Отечеству и традиции. Пусть же заповеди любить и ценить Родину дают нам вектор понимания и знания, откуда мы и куда держим путь.

Раввин Григорий Абрамович

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter