Беларусь расширяет сеть платных дорог

Любишь кататься – привыкай и платить

Беларусь расширяет сеть платных дорог, но автолюбители из России и  Казахстана могут колесить по стране бесплатно
Беларусь расширяет сеть платных дорог, но автолюбители из России и  Казахстана могут колесить по стране бесплатно

dorogi.png


Вряд ли кто-то будет спорить, что белорусские дороги за последнее десятилетие изменились кардинально. Их качество сегодня – на уровне европейских стандартов. Но хорошие дороги и их содержание – вещи, увы,  недешевые. Собственно, именно для  того, чтобы в стране были качественные дороги, два десятилетия назад государство и начало взимать плату за проезд по одной из основных международных транспортных артерий – Брест – Минск – граница Российской Федерации. 

До недавнего времени плата за проезд бралась в ручном режиме, доставляя определенные неудобства автомобилистам. Нужно было останавливаться в пунктах приема оплаты, а то еще и постоять в очереди, чтобы отдать свои кровные за проезд по «олимпийке».
Сейчас все по-другому.

Плата за проезд взимается в буквальном смысле на полной скорости. При этом менеджер по связям с общественностью оператора системы BelToll ИООО «Капш Телематик Сервисиз» Сергей Бурый считает, что по сравнению с ручным сбором новая схема не только более удобная, но и более справедливая:

– Дорога разбита на сегменты, в среднем по 20 километров каждый, и автовладелец платит сугубо за то расстояние, которое проехал. Причем тариф применяется в зависимости от массы и количества осей транспортного средства. Все технические характеристики автомобиля датчики определяют в автоматическом режиме, как только авто проезжает пункт контроля. Способов оплаты два: по факту с использованием топливных карт и по предоплате. Первым вариантом широко пользуются автопредприятия, которые имеют возможность работать с безналичными деньгами.

Справедливо и то, что все платные белорусские дороги остаются по-прежнему бесплатными для автолюбителей из стран Таможенного союза. Правда, при условии, если масса авто не превышает трех с половиной тонн. Если больше, платить придется наравне с иностранцами, водителями грузовиков и автобусов. То есть фактически за проезд по дороге платят те, кто использует ее в коммерческих целях, кто с ее помощью извлекает прибыль.  Поэтому вполне справедливо частичкой этой прибыли поделиться с государством, которое тратит на строительство дорог и их обслуживание огромные средства. Тарифы за проезд зависят от массы автомобиля и количества осей. Владельцы легковых авто (за исключением граждан из стран Таможенного союза) должны платить по 0,04 евро за километр. Тариф для двухосных грузовых автомобилей и автобусов – 0,08 евро/км, трехосных – 0,10 евро/км, четырехосных и более – 0,12 евро/км.

Пытаться проехать по платной дороге «на халяву» не стоит, потому что этот номер не пройдет. Система на первом же пункте контроля вычислит такой автомобиль, операторы проверят информацию и передадут ее в Транспортную инспекцию. Инспекторы запротоколируют нарушение и найдут машину. И пока не будет произведена плата за проезд, автомобиль с места не сдвинется. Причем штрафы в этом случае приличные – 260 евро за один случай нарушения, то есть если водитель проехал один пункт контроля, а если два и более, то и суммы будут соответствующие.

Так что лучше не рисковать. Получить бортовое устройство можно в любом пункте обслуживания, которых по стране более полусотни, и это потребует не более 10 минут.
Конечно, сбои бывают в любой системе. Специалисты оператора системы BelToll этого тоже не отрицают и советуют, как быть в таком случае.

– Во-первых, бортовое устройство сразу подает определенный сигнал, информируя водителя, что что-то не так, – поясняет Сергей Бурый. –  При этом мы рекомендуем сразу же звонить диспетчеру на инфолинию. Есть проблема, нет – диспетчер разберется. Если есть, с водителя ответственность снимается. В то время как без звонка ему «светит» долгое разбирательство с Транспортной инспекцией. Во-вторых, интеллектуальные технологии, на которых создана наша система, позволяют восстановить информацию уже на следующей станции контроля, которая автоматически продублирует работу предыдущего пункта оплаты. Хотя возможности нашей техники намного шире – от доступа на парковку по отпечаткам пальцев до взвешивания грузовика в ходе движения.

Сергей Бурый уверяет, что в белорусской системе используется самое лучшее, что есть в мире. Причем компания «Капш Телематик Сервисиз» – одна из немногих, кто может создать национальную систему платных дорог в режиме многополосного транспортного движения полностью на собственных технологиях. Аналогичные интеллектуальные транспортные системы работают в Австрии, Чехии, Польше, ЮАР. Отдельные решения применяются в США, Австралии, Франции. Что касается постсоветского пространства, то столь  масштабный проект реализован пока лишь в Беларуси. Россия и Казахстан только на подступах к созданию национальной системы платных дорог.

Герман МОСКАЛЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter