Любишь кататься? Плати и катайся!

Дыхание мирового финансового кризиса в Москве — вовсе не осенний поцелуй последних дней... Из России — с любовью!

Дыхание мирового финансового кризиса в Москве — вовсе не осенний поцелуй последних дней. Хотя темой телесюжетов в приложении к российским реалиям он стал только лишь после того, как все медиа–персоны доотгуляли в сентябре свои отпуска. В орбиту мирового падения уверенности в завтрашнем дне Москва и москвичи вовлечены уже около года. Первый звонок был прошлым летом — резкий всплеск цен на продукты. Не поленилась, сравнила прошлогодние чеки своих глобальных походов в гипермаркет, где, как и подавляющее большинство москвичей, закупаю на месяц «долгоиграющие» продукты и всякую химию для чистоты быта. Мои подсчеты и оценки специалистов совпали: по данным опроса российских социологов, расходы горожан на товары повседневного спроса в среднем по России выросли за год на четверть, а в Москве — на 40 процентов. Рост продолжается: один ноль не в нашу пользу.


Поведение курса доллара, который все лето напоминал пожелтевшую петрушку в овощном лотке, ввергло потерявших интерес к этой валюте москвичей в шок: теперь «зеленый» приходится покупать на стадии роста, а ведь прогнозировали, что американская валюта «загнется». Ажиотаж рождает поведенческую панику. Некоторые банки в Москве уже поговаривают об ограничении размеров валютных операций для физических лиц, сужение поля финансовых возможностей небольших коммерческих банков заставило их ввести ограничения по количеству снимаемых денег с банковской карточки и по оплате покупок.


На вторичном рынке жилья в Москве аномальный скачок предложений: на продажу выставлено квартир в два раза больше, чем раньше. Покупателей — они замерли в ожидании изменений — нет. Но и снижения цен не предвидится пока. Мои московские знакомые, с которыми делилась наблюдениями о влиянии мирового финансового кризиса на нашу с ними жизнь, квартиры не покупают и не продают. Их пугает другое: едва ли не каждый второй труженик российских стройобъектов — гастарбайтер. Безработные же нелегалы могут превратить московские улицы в чикагские 20–х годов прошлого столетия. В тему новость о недавней проверке гостиницы «Москва» в двух шагах от Кремля — первые этажи отеля занимали сотни азиатских рабочих на нарах без отрыва от отделочных работ на последующих этажах. Вот они, первые постояльцы люксового отеля.


Между тем при финансовых кризисах, как показывает история, больше всего страдает средний класс — предприниматели, бюджетники, работники реального сектора. Неуверенность в личных финансах заставляет пересмотреть свои планы на отдых, развлечения и покупки, без которых можно прожить. Но люди богатые, по моим наблюдениям, свои привычки менять не спешат. Хотя журнал Smart Money подсчитал, сколько потеряли из–за финансового кризиса крупные российские бизнесмены. Владелец «Русала» и один из крупнейших акционеров «Норникеля» Олег Дерипаска, к примеру, стал «легче» на 28,4 миллиарда долларов. Минус 15,1 миллиарда долларов «в пассиве» Романа Абрамовича. Хотя вряд ли это лишит их аппетита.


Магазин «Глобус–Гурме» в Москве — это продуктовый бутик с набором изысканных продуктов класса «премиум». Цены соответствующие. Обычные продукты, молоко к примеру, на треть дороже, чем в магазине через дорогу. Как правило, покупателей (включая зевак) бывает куда меньше, чем персонала. Клиента, для которого работают магазины подобного ценового сегмента, днем здесь не увидишь: поздно вечером, ночью, может быть, ранним утром. Тем не менее в прессе уже появились данные, что практически у всех столичных торговых сетей, включая, собственно, и упомянутый «Глобус–Гурме», уже чувствуется дефицит средств для оплаты поставок товара. Торговцы обратились к правительству за финансовой поддержкой. Помощи у властей успели попросить нефтяники, энергетики и крестьяне. Впрочем, «Внешэкономбанк», который будет распоряжаться этими средствами, предупредил, что всем денег все равно не хватит. Первыми в очереди за госвспомоществованием оказались «Газпром» и «Роснефть».


К слову, мировой тренд смягчения последствий глобального финансового кризиса — усиление государственного присутствия во всех сферах экономики, включая священную корову мирового либерализма — банковскую сферу. В этом смысле Минск выглядит островком если не покоя, то хотя бы здравого смысла: государство в свободное плавание банки не отпускало, предприятиям помогало и помогает, все социальные гарантии под контролем. Не оценить это невозможно, сравниваю панические мысли моих московских друзей: как свои же деньги с банковской карточки снять и проблемы минских подруг: какую кофейню на центральном проспекте выбрать для стратегического обсуждения личной жизни!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter