Любишь кататься, люби и… овец пасти

МИХАИЛ НАГОРНЫЙ вырос в большой семье, где воспитывалось десять детей. Самым большим счастьем для мальчика было иметь свой велосипед. Отец работал чабаном в деревне Гоцк Солигорского района, пас две тысячи овец. На просьбу сына купить ему двухколесного друга однажды ответил: «Отпасешь целое лето овец — будет тебе велосипед». И Миша согласился. Сначала работу воспринимал как необходимость, но через некоторое время почувствовал настоящую любовь к этим животным, которую сохранил на всю жизнь.

Михаил НАГОРНЫЙ из деревни Новые Докторовичи Копыльского района держит на подворье целую сотню этих животных.

МИХАИЛ НАГОРНЫЙ вырос в большой семье, где воспитывалось десять детей. Самым большим счастьем для мальчика было иметь свой велосипед. Отец работал чабаном в деревне Гоцк Солигорского района, пас две тысячи овец. На просьбу сына купить ему двухколесного друга однажды ответил: «Отпасешь целое лето овец — будет тебе велосипед». И Миша согласился. Сначала работу воспринимал как необходимость, но через некоторое время почувствовал настоящую любовь к этим животным, которую сохранил на всю жизнь.

Став взрослым, он женился и оказался на родине супруги, в деревне Новые Докторовичи Копыльского района. И здесь решил реализовать свою детскую мечту — самому выращивать овец, благо работа заведующего баней и кочегара позволяла иметь много свободного времени, которое и пошло на личное хозяйство.

Начал с того, что купил пять овец. И стали они потихоньку плодиться. Вел и племенную работу. Например, купил латышского черноголового барана за 200 долларов, затем еще одного — голландской породы «Тексель».

— Если овцы рождаются с рожками, — говорит Михаил, — то я их на племя не оставляю. Такие животные, как правило, начинают биться между собой и с другими овцами. Поскольку оба барана у меня безрогие, то, думаю, со временем и все стадо станет таким.

А в целом овцы очень добрые животные. С ними приятно общаться. Нередко у овцы рождается сразу четверо малышей. Кормить их нелегко.  Тогда на помощь приходит хозяин. Он выпаивает ягнят коровьим молоком. И они становятся его лучшими друзьями, на улице бегут, как за мамой.

— Самое сложное в уходе за целой сотней овец, — признается Михаил, — это пастьба. Сначала надо было отыскать участок земли для этой цели. Высмотрел недалеко от деревни ложбинку, поросшую кустарником. Это так называемая неудобица. Пасти овец там можно начинать не раньше 5—7 мая, потому что по весне долго стоит вода. Большую помощь оказывает отец жены Анатолий Дмитриевич Косминко. Он в шутку называет себя старшим чабаном. А если серьезно, то, как правило, зять загоняет овец на пастбище, а тесть там за ними присматривает. Ходят они спокойно, никуда не убегают. Проблемы создают лишь собаки. Бывали случаи, что они прибегали на пастбище и рвали ягнят.

И Михаил, и его старший напарник с нетерпением ждут, когда начнутся каникулы у сына Сергея, которому теперь 14 лет. Без него к концу мая дело стопорится. Ведь надо начинать запасаться сеном на зиму, а пасти в этой ситуации некому. Поэтому, как только Сергей освобождается от школы, это важное дело перепоручают ему. А отец с дедушкой отправляются заготавливать корма.

— У меня есть свой трактор и роторная косилка, — говорит Михаил. — В основном скашиваю траву на канавах. Есть также два кусочка земли, где ее выращиваю. В местном хозяйстве иногда прошу пресс, и тогда сено получается в рулонах.

А еще у Нагорного имеется гектар земли, где сеет овес, пшеницу и кормовую свеклу. Урожай зерна собирает хороший: в среднем каждый год по пять тонн. В основном благодаря тому, что использует в качестве удобрения навоз от овец. Обмолотить участок не проблема. Плати три тысячи рублей за сотку, и местное хозяйство все сделает. А вот со свеклой сложнее. В прошлом году ее выросло столько, что набралось целых восемь тракторных прицепов. Пришлось для уборки и погрузки приглашать жителей своей деревни.

Зерно овцам молоть не надо, они едят его целиком. А вот свеклу приходится резать. Каждый день ее идет шесть мешков: три ведра съедает корова, остальное идет овцам. А еще стадо овец каждый день слизывает килограмм соли.

Два раза в год овец надо обязательно стричь. Дело это трудоемкое, поэтому недавно Михаил купил специальную машинку за 500 долларов. Привезли ее из российского Оренбурга. В тех местах широко развито овцеводство. Да вот беда: машинка сломалась на первой же овце. Пока этот незадачливый механизм отремонтируют, стричь придется по старинке, вручную. Жаль только, что шерсть некуда девать: ни одна организация поблизости ее не принимает. Приходится выбрасывать. То же самое Нагорный делает и со шкурами овец. Их берут только в Витебске, но туда возить далеко, поэтому и невыгодно.

А вот с мясом проблем не бывает.

— Обычно мы берем сразу десять голов  и везем в Минск на Комаровский рынок, — говорит Михаил. — Там у меня есть знакомый предприниматель, который покупает сразу все мясо оптом, а затем продает его в розницу. Самим нам торговать некогда. Надо смотреть хозяйство.

Между тем на подворье  у Нагорного не только сотня овец. Держит он еще и шесть свиней. Сало нынче не в моде, поэтому этих животных выращивает до веса не больше ста килограммов. Кроме жены Марины, ухаживать за свиньями помогает и теща Галина Григорьевна. Поэтому можно сказать, что подсобное хозяйство объединило два поколения общими заботами.

Михаилу 38 лет. Сил еще достаточно, чтобы расширять хозяйство. Сейчас он хочет купить вторую корову. Тогда сможет иметь дополнительный доход и от сдачи молока.

Если в детстве благодаря овцам  у Нагорного появился велосипед, то теперь, выращивая этих животных самостоятельно, он смог купить легковой автомобиль. Вот уж поистине, любишь кататься, люби и… овец пасти.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

НА СНИМКЕ:    Михаил    НАГОРНЫЙ со своими овцами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter