Строительство — главная тема рабочей встречи Лукашенко с председателем Мингорисполкома

Любимый город должен быть удобным

Минск — город большой. Следовательно, и задачи развития перед ним стоят масштабные. Наша столица все чаще принимает крупные международные мероприятия: от политических до культурных и спортивных. По большому счету, Минск становится этаким брендом свободного и открытого диалога. У нас и с нами удобно, комфортно и полезно говорить на самые разные важные темы. Это ко многому обязывает. В том числе — держать лицо. Назначая относительно недавно нового председателя Мингорисполкома Анатолия Сивака, Президент указал, что как только мэр войдет в курс дел, должен состояться обстоятельный разговор о перспективах столицы. На его подготовку не потребовалось много времени. Рабочая встреча прошла во Дворце Независимости.

Главной темой рабочей встречи Президент назвал строительство.

Фото Александра Кулевского.

— В старые добрые времена мы приняли концепцию будущей застройки и приведения в порядок Минска. И договорились о том, что потихоньку, насколько это получится, будем сворачивать строительство в Минске и выносить его в города-спутники, чтобы не повторить печальную судьбу родственных нам городов. Возьмите Киев, Питер, я уже не говорю о Москве, когда трудовые ресурсы стягиваются в одно место. У нас уже и так больше 20% (населения страны. — Прим. ред.) в Минске живет. Дальше нельзя.

Еще одна важная тема — застройка и развитие территорий, прилегающих к Национальному аэропорту:

— Мы договаривались, что вы как старый министр по своему прежнему месту работы (А.Сивак руководил Министерством транспорта и коммуникаций. — Прим. ред.) должок имеете: вторая взлетно-посадочная полоса. Мы ее с вами должны посетить в апреле-мае месяце, ввести ее в эксплуатацию. Плюс обустройство самого аэропорта. Помните, мы договаривались о том, что обеспечим надежную связь Минска с аэропортом, чтобы люди не только на личных автомобилях могли свободно туда приехать, мы должны были запустить туда электричку с учетом существующих железнодорожных путей. Сделать это достойно. Как там у нас стройка будет продвигаться? Надо в этом году, максимум в будущем реализовать эту идею.

Президент также интересовался ходом застройки территории на месте старого аэропорта в черте Минска. Какие там есть проблемы? Все же это знаковое место.

Мингорисполком разработал ряд предложений по строительству арендного жилья и домов для очередников в Смолевичах. Президент подчеркнул:

— Люди должны понимать, что мы каждый год, после II Европейских игр особенно, усиленно будем сокращать объемы строительства в Минске. Поэтому тот, кто поймет это раньше всех, тот и выиграет. Я знаю, что уже около полутора тысяч, а может, уже и две тысячи очередников хотят строиться в Смолевичах. Я, в принципе, не возражаю. Что тут возражать. Люди хотят — будем поддерживать это. Также и в других городах-спутниках. Но принципиальный вопрос: нам надо пойти на эти популярные или непопулярные для кого-то шаги.

Анатолий Сивак.
Фото  БЕЛТА.

Особое внимание — стоимости строительства. Президент напомнил о своем решении об ограничении рентабельности для завода эффективных промышленных конструкций пятью процентами. Этого оказалось вполне достаточно для производства строительных элементов, опыт нуждается в распространении:

— Этот завод уже построил не один дом. Прекрасно получилось. Почему мы должны иметь дело с разного рода, грубо называю, жуликами, которые шкуру дерут с людей? 5 процентов рентабельности, предприятие строит, имеет деньги, люди платят в два раза дешевле и покупают жилье. Думаю, нам надо изучить этот опыт, притом времени на это практически нет. Вы мне должны лично доложить, возможно ли это. Вот на принципах завода эффективных конструкций — приходите и стройте с пятипроцентной рентабельностью. Кто хочет — пусть строит. Хватит в карман лезть к людям. Это принципиальнейший вопрос всей стройки. Мы уже попробовали разные методы, и если это для людей удобно, это будет распространено на всю республику. Мы этим путем пойдем.

Разумеется, сокращение жилищного строительства в городской черте Минска — это не директивное административное решение. Речь идет о создании стимулирующих механизмов, которые привлекли бы людей в города-спутники. Об этом Анатолий Сивак говорил журналистам после рабочей встречи:

— Хотел бы, чтобы к городам-спутникам отношение было не только как к реализации потребности Минска решить жилищные вопросы. Это территория, которая имеет выгоду, географически находясь рядом с Минском, которая может развиваться опережающими темпами. Это удобно для жизни — близко к природе и недалеко от удобств и возможностей, которыми располагает Минск.

Фото  БЕЛТА

Председатель Мингорисполкома особо отметил, что государство не ставит цели ввести какие-то ограничения. Важно заинтересовать людей жить в городах-спутниках. Один из наиболее сильных стимулов, конечно же, стоимость жилья. Ее приемлемый уровень ищут экспериментальным путем. В Смолевичах возведут дом с господдержкой для нуждающихся очередников из Минска. Анатолий Сивак заверил, что это будет очень интересное предложение:

— Обязательно — ограничение уровня рентабельности для застройщика, строительство более эффективных серий домов, государственные заказчики, которые могут предоставить минимальную цену… Проект указа о строительстве этого экспериментального дома в Смолевичах сейчас находится на рассмотрении в Правительстве. Планы строительства жилья в городах-спутниках будут корректироваться с учетом этого эксперимента.

Еще один важный элемент современного города и его спутников — развитая транспортная инфраструктура. Ее будут совершенствовать по нескольким направлениям. В Минске планируется построить ряд транспортно-пересадочных узлов. Что важно, они будут возводиться по так называемому принципу «сухие ноги». Анатолий Сивак уточнил:

— Чтобы люди, перемещаясь с одного транспорта на другой, не выходили на открытое пространство, во всяком случае, не шли под открытым небом.

Новинка городского транспорта — скоростной трамвай:

— Президенту было доложено, что идет разработка бизнес-плана. Не просто какого-то короткого технико-экономического расчета, а разработка бизнес-плана, где будет указана и цена вопроса, и окупаемость скоростного трамвая.

Задумано, что скоростной трамвай будет перевозить пассажиров из Сухарево в район улицы Кальварийской к метро «Молодежная» и остановке городской электрички Минск-Северный.

Анатолий Сивак рассказал, что расчетная стоимость проекта будет ниже, чем прокладка новых линий метро. Подземка обходится примерно в 80 млн долларов за километр. Цену скоростного трамвая будут стремиться сократить минимум вчетверо.

Что касается развития территорий Национального аэропорта «Минск» и бывшего аэропорта в городской черте, то Президент одобрил передачу Минску части земель Национального аэропорта, которые сейчас принадлежат Минской области. Это, по мнению городских властей, даст возможность более эффективно и комплексно развивать эти участки. На территории же бывшего минского аэропорта ведется строительство жилого квартала «Минск-Мир». Пока город возводит там инфраструктуру, но отстает от графика. За этот год ситуация должна быть исправлена. У нового микрорайона есть все шансы стать яркой жемчужиной столицы.



Разговор у Президента

Какой быть белорусской столице в будущем и как решать Минску проблемы сегодняшнего дня? Об этом Президенту докладывал председатель Мингорисполкома Анатолий Сивак. О некоторых подробностях этого разговора он рассказал в проекте телеканала «Беларусь 1» «Разговор у Президента».

О сдерживании Минска от разрастания

— Здесь стоит учитывать два момента. Первый — рост территории. Сегодня та площадь, которую Минск занимает — 384 квадратных километра, — не имеет объективной потребности в расширении. И я обращался к Президенту за поддержкой лишь по вопросу передачи городу от области небольшой территории близ Национального аэропорта. Дело в том, что территория самого аэропорта относится к Минску. Потребность же в передаче городу и прилегающих земель обусловлена наличием ряда инвестиционных проектов и необходимостью благоустройства. Причем эта территория близ аэропорта должна быть даже лучше чисто городской, потому как она — лицо страны. В остальном необходимости в расширении территории Минска нет. Нам нужно много работать, чтобы уже имеющиеся у города земли привести в идеальный порядок. Речь не только о зонах жилья, но и о промышленных, транспортных территориях. Необходимо навести порядок и повысить эффективность использования этих земель.

Другая проблема — население. Сегодня мы вплотную подошли к 2 миллионам. И мы сегодня выравниваем условия проживания в городах-спутниках с Минском. Эти территории должны стать привлекательными. 

О финансировании городов-спутников

— Юридически это территория Минской области. Именно она определяет, как развиваются эти поселения, какое жилье и какая инфраструктура там возводятся. Нарушить устоявшийся порядок означает усложнить всю конструкцию. Финансовую же сторону вопроса обеспечивает заказчик. Если речь идет о доме, который строит коммерческая структура, — это риски коммерческой структуры. Если речь идет о застройщиках-физлицах — это решение физического лица строить и воспользоваться теми кредитами и льготами, которые предлагает государство. Если же речь идет о строительстве инфраструктуры, то, скажем, «Минскводоканал» сегодня берет ее от застройщиков Минской области на свой баланс. И является единственным поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению, это его бизнес. Аналогично нужно рассматривать бизнесы по теплоснабжению и другим услугам. Если же говорить о транспорте, у него проблемы финансирования нет. На таких маршрутах активно работают частные компании, не требующие каких-либо дотационных программ, как внутригородские перевозки. Но организационная роль, безусловно, — у Минской области. 

О развитии транспортной инфраструктуры

— Нам необходимо решить проблему общественного транспорта через развитие рельсового транспорта. Это в первую очередь метро. Планы известны, и они пока не будут каким-то образом корректироваться. Нужно вдохнуть вторую жизнь в проект городской электрички, чтобы она проходила транзитом через станцию Минск-Пассажирский. Мы также работаем над тем, чтобы вдохнуть вторую жизнь в трамвай. Но не в тот, который у нас есть: с низкими скоростями, малой вместимости, с одним вагоном. А в скоростной трамвай, с пятью-шестью вагонами. Президенту я доложил, что в течение двух месяцев у нас появится соответствующий бизнес-план. Например, на улицах Пономаренко, Харьковская оставлены коридоры, чтобы из Сухарево люди перемещались достаточно быстро в центр города. Мы хотим зону в районе станции метро «Молодежная», станции Минск-Северный сделать альтернативой транспортно-пересадочному узлу Минск-Пассажирский. 

О ремонте мостов

— В этом году мы сконцентрировались на путепроводах в районе улиц Ф.Скорины и проспекта Дзержинского. Постараемся завершить работы не к 1 июня, а на месяц раньше. У нас многие путепроводы требуют вложений. И не только на реконструкцию. Нельзя ждать момента, когда требуется менять бетонную конструкцию. Необходимо выполнять все регламенты по текущему содержанию и капитальному ремонту. 

О подготовке ко II Европейским играм

— Не стоит никому сегодня успокаиваться. Это основное для нас мероприятие. Мы не должны думать, что мы готовы. Хотя есть знаковые объекты, которыми надо было раньше заниматься. В частности, строительство пунктов питания спортсменов — очень ответственный объект. Это не просто общепит. Фактически мы его рисуем и делаем. Уже подвели под крышу, и у нас осталось три недели (до 1 апреля), чтобы завершить общестроительные работы. Ресурсы для этого есть.

Фото Дениса Малышица.

О сносе частного сектора

— С первого дня моей работы довольно много вопросов на личных приемах касалось темы частной застройки, индивидуальных жилых домов. Мне приходилось разбираться с тем же Сельхозпоселком. По нему уже приняты решения: процесс сноса мы приостановили. Сейчас точечно рассматриваем другие городские территории. Где-то решения будут аналогичными, где-то людям будет разъясняться, что они могут делать со своей территорией. Ошибка, как мне кажется, в том, что мы через систему управлений капитального строительства и других заказчиков запустили снос частного сектора по всему городу. Но процесс порой настолько затягивается, что люди вполне справедливо возмущаются не только предстоящим сносом, но и тем, что сноса долго нет, нет определенности. До конца года по судьбе всей частной территории Минска будет полная ясность.

Об инвестициях

— К сожалению, большая доля инвестиций — это реинвестирование прибыли, которую получают компании с иностранным капиталом. Нам хотелось бы, чтобы были не только эти инвестиции. И не только в сферу торговли. Минск функционирует как промышленный город. У нас есть крупные производства, промышленные зоны. Хотелось бы, чтобы появлялись инвесторы, которые будут на наших инвестплощадках строить новые, современные производства с высоким уровнем инноваций. В этом случае мы сможем оказывать поддержку из инновационного фонда, который не всегда нами используется. 

О работе с обращениями граждан

— Приемы, которые проводятся регулярно, показывают, что есть очень большое количество граждан, желающих прямого общения с председателем (Минского горисполкома. — Прим. ред.) Во время диалога, когда возникают сложные вопросы, мы договариваемся с отдельными неравнодушными горожанами, которые поднимают не свои личные, а общие вопросы, об индивидуальном графике встреч. Будем встречаться по месту жительства с людьми. Есть договоренность по Советскому району на такую встречу. Вопросы, с которыми обращаются граждане, порой тянутся десятилетиями. И за две недели принять положительное решение достаточно сложно. Приходится глубоко погружаться в проблему. Прежде всего это вопросы собственности, нарушения каких-либо прав, принятия судебных решений.

Об очередях в школы и детские сады

— Потребность в школах, детских дошкольных учреждениях существует. Ее закрытию в этом и следующем годах уделим максимальное внимание. Основной объем инвестиционной программы сформируем в части строительства таких объектов. Те цифры, которые есть (20 учреждений), — это тот минимум, на который мы собираемся выходить. Уже дана команда проанализировать и те объекты, где ранее были детские сады. Есть у нас помещения, которые не используются и пустуют. Эту проблему надо снять либо в следующем году, либо в первой половине 2021 года.

Фото Александра Кушнера.

О будущем Минска

На вопрос, каким председатель Мингорисполкома видит город лет через десять, Анатолий Сивак ответил так:

— Лучшим для жизни. Лучше, чем сейчас, и лучше, чем столицы у соседей. 

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter