Невеста учителя музыки

Любимые не возвращаются

Откровенно говоря, после публикации моего предыдущего рассказа «Женщина в белом» я не собирался возвращаться к этой теме и ее героям. Но, оказывается, есть не только такое понятие как «принуждение к миру», но и «принуждение к творчеству». Говорю об этом в несколько шутливом тоне, но если серьезно, то по большому счету я благодарен читателям, которые просили меня больше рассказать о судьбе Вероники и Мирослава и их несчастливой любви. Живы ли они еще, чем занимаются. Я и сам подумал, что читатели правы: негоже оставлять за кадром, даже в таком коротком эссе, подобные детали.



Напомню, о чем шла речь. Теплым летним днем, возвращаясь к озеру за веслами, я увидел на лесной дороге девушку, у которой сломался велосипед. Предложил ей свою помощь и пригласил незнакомку к себе в усадьбу, где и занялся ремонтом ее велосипеда. Нежданная гостья попросила разрешения поплавать на лодке и ушла к берегу. Когда я остался один, то неожиданно окунулся в воспоминания. Очень уж эта девушка кого-то мне напомнила. Кого?

Однажды мой молодой учитель музыки выронил из блокнота с нотами фотографию. Там во весь рост была запечатлена женщина в белом. Она поразила меня, подростка, своей красотой. Я поинтересовался у учителя, кто она. Тот ответил, что это его бывшая невеста. Они недавно расстались. Вернее, она ушла. Куда? Почему он не ищет ее и не пытается вернуть? По словам Мирослава, такие женщины приходят и уходят только один раз в жизни. Звали ее Вероникой. 

И вот эта встреча на лесной дорожке… Тоже Вероника и такая же загадочная красота. Такой же странный и снисходительно-спокойный свет льется из зеленовато-синих глаз, как и у той женщины в белом на фотографии.

Тогда я порассуждал о том, что природа, видимо, воспроизводит красоту из поколения в поколение, чтобы мы могли получать радость от созерцания даже недоступных для нас образов. Конкретных и воображаемых.

Оказалось, что и бабушку моей новой знакомой тоже зовут Вероникой. Но слишком смело было бы предположить, что именно она имеет отношение к той далекой фотографии из детства. 

Повторяюсь, я весьма благодарен читателям, которые откликнулись на ту публикацию. Это они подвигли меня на продолжение той истории и выйти на новый след в ней. А было так…

Где живут родители Лены — подружки Вероники, у которой та гостила на каникулах, — я знал. Встретился с ними и узнал, где можно найти девчат в столице. Обе учились на предпоследнем курсе университета. Лена жила в общежитии, а Вероника в квартире, которую ей оставила бабушка-тезка. Сама пожилая женщина переехала в деревянный родительский дом на окраине Бобруйска. 

Веронику я застал дома. Она приболела и не пошла на занятия. Встрече со мной удивилась, но и, как мне показалось, обрадовалась. Горлышко девушки было повязано теплым шарфом, но даже будучи не совсем здоровой, она выглядела хорошо. Глаза излучали все тот же неповторимый загадочный свет, в котором таился скрытый вопрос к вам и одновременно ответ на него.

Я привез ей номер газеты с моим предыдущим рассказом и, пока она читала, пил чай с медом, которым меня угостила хозяйка квартиры.

— А что? Любопытно, — воскликнула она, закончив чтение. — И что же вы намерены делать дальше?

— Не знаю, — пожал я плечами. — Может, ты дашь мне адрес твоей бабушки в Бобруйске, я скоро буду там по делам и попытаюсь с ней встретиться.

Вероника долго молчала, затем прикрыла глаза и несколько раз покачала головой. И начала свой монолог, который я запомнил почти дословно и который удивил меня столь трезвыми оценками и суждениями.

— Не советую вам встречаться с бабушкой Вероникой. Вы просто разрушите для себя тот образ, который вам запомнился и с которым вы жили столько лет. Она уже стара, больна и совсем не похожа на ту женщину с фотографии. Вам это надо? Более того, я уверена, что и сама бабушка вряд ли готова встретиться с вами. Она сейчас сторонится людей и общается в основном только со своей сиделкой и помощницей Дарьей Викторовной. Но у меня к вам будет просьба, — добавила Вероника и снова надолго замолчала, словно обдумывала, стоит ли обременять меня. — Вас, конечно, интересует, кто мой отец. Это один из гражданских мужей моей мамы, всего у нее их было трое. О двух первых я ничего не слышала и не видела их, а вот Алексей Петрович, так звали моего отца, был военным летчиком. С мамой они прожили всего пять лет. Мне было три годика, когда родители погибли в автокатастрофе, возвращаясь из Крыма. С той поры я жила с бабушкой Вероникой.

Мне показалось, что у молодой хозяйки квартиры на глазах выступили слезы. И я поспешил переменить тему. 

— Так какой, Вероника, будет твоя просьба ко мне?

— Понятное дело, мы с бабушкой были очень близки, — собрав волю в кулак, продолжила девушка. — И она мне рассказала, почему так никогда и не была замужем. Теперь возвращаюсь к вашей публикации. В молодости у нее действительно был жених по имени Мирослав, и был он учителем музыки. Однажды они сильно поссорились, и она ушла от него. Бабушка надеялась тогда, что он станет искать ее и она к нему вернется. Но шли месяцы, а затем и годы, но никто ее не искал. Время от времени у нее возникали отношения с разными мужчинами, но она все равно продолжала считать себя невестой учителя музыки. Так и состарилась… Вот я и подумала: а что если вы поможете отыскать мне того Мирослава? Хочу посмотреть на того, кого всю жизнь любила моя бабушка, самый дорогой мне на этом свете человек. Вы сможете это сделать?

— Послушай, Вероника, — мягко начал я. — Тут такая же ситуация, о которой говорила ты. Я согласен, мне не надо встречаться с твоей бабушкой. Но и тебе, на мой розум, не стоит видеть Мирослава. Он давно уже живет в Израиле. В одной из своих командировок в эту страну я отыскал его. Честно говоря, это разбитый возрастом и болезнями старик. Очень многое не помнит. Думаю, что тебе, как и мне, не стоит разрушать представление о том, что было много-много лет назад с теми, кто оказался в этой далеко не самой счастливой истории. Всему свое время…

Мы обменялись телефонами, и я уехал. И вот сейчас, сидя в беседке своей усадьбы на берегу озера, вновь погружаюсь время от времени в эту историю. Думал больше не о себе. Как сложится судьба молодой Вероники? Трагически оборвалась жизнь матери. По большому счету не повезло и бабушке. Не слишком ли много примеров, когда красота и счастье оказались несовместимы? Впрочем, вряд ли такая статистика существует.

На улице становилось зябко. Пора в теплую хату, к камину. Заодно полистаю блокнот: кажется, завтра, у Вероники день рождения. Не забыть бы поздравить девчонку…

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter