Любимые и заслуженные

Звания заслуженных и народных артистов Беларуси давно не приносят их обладателям особых льгот: ни дополнительной жилплощади, ни бесплатного проезда, ни госдач, ни личного автомобиля...

Звания заслуженных и народных артистов Беларуси давно не приносят их обладателям особых льгот: ни дополнительной жилплощади, ни бесплатного проезда, ни госдач, ни личного автомобиля. Сегодня звания — это прежде всего предмет гордости для людей творческих, но присваивают их все реже и реже. С чем связана девальвация почетных званий, стоит ли от них отказаться вовсе или, наоборот, усовершенствовать систему «раздачи слонов»? Участники нашей дискуссии пришли к прямо противоположным выводам по этому вопросу. В беседе приняли участие: первый заместитель министра культуры Владимир КАРАЧЕВСКИЙ, режиссер Русского театра Валентина ЕРЕНЬКОВА, руководитель театра «Христофор» Евгений КРЫЖАНОВСКИЙ, заслуженная артистка Беларуси Инна АФАНАСЬЕВА, народный артист Беларуси Николай КИРИЧЕНКО.


«СБ»: Институт почетных званий является пережитком прошлого или необходимым стимулом в области культуры и искусства?


Н.Кириченко: Ни в коем случае не считаю институт почетных званий пережитком прошлого. Эту тему начали муссировать еще в 90–м году, но я решительно не понимаю, почему мы так ставим вопрос. Давайте тогда рассмотрим область спорта: у них тоже есть свои разряды и категории... В науке существуют доктора, кандидаты, доценты, академики... Так и для артистов звания являются естественным знаком отличия, одним из необходимых стимулов работы.


Е.Крыжановский: Хочу поблагодарить «СБ» за обсуждаемую сегодня тему. Уже несколько месяцев я готовлю письмо в Администрацию Президента, в котором, опираясь на мнения многих артистов, предлагаю убрать институт почетных званий как пережиток советского прошлого. В 20–е годы прошлого века Совет Народных Комиссаров, чтобы как–то взбодрить деятелей культуры, начал присваивать эти звания, к которым прилагались ощутимые льготы. Но сегодня артисты, в том числе и те, которые сидят за этим столом, без званий могут вполне обойтись. Я думаю, что Инне Афанасьевой не стали громче аплодировать после того, как ей присвоили звание заслуженной. Для того чтобы артист чувствовал себя уверенно на сцене, ему нужно ИМЯ. В труппе Купаловского театра, который представляет Николай Кириченко, служат 60 человек. И все талантливы, до единого. Разделять их званиями я считаю несправедливым. До советской власти в театральной среде существовало одно–единственное звание — артист императорского театра. Точно так и сейчас, я считаю, «купаловец» — это звание. И артист — это звание.


«СБ»: И других не нужно?


Е.Крыжановский: Почему? Наверное, стоит что–то придумать. Во Франции, например, если ты отличился в общественной жизни, — становишься членом почетного легиона. Этот легион составляют и знаменитые политики, и спортсмены, и артисты, и военные. А в Англии выдающихся людей награждают титулами.


«СБ»: Инна, стало ли у вас больше аплодисментов, когда вам присвоили звание?


И.Афанасьева: Аплодисментов мне звание не добавило, равно как и денег. Но добавилась некая ответственность, что ли.


Н.Кириченко: А мне кажется, Евгений лукавит, когда говорит, что звания нужно отменить. У нас нет рыцарей, пэров и сэров и звездной аллеи на проспекте Независимости тоже нет. У нас есть звания. Я вот шел к вам на встречу и увидел на Доме прессы вывеску о присвоении ордена Трудового Красного Знамени СССР. Советского Союза давно нет, так что теперь и вывеску снять?


И.Афанасьева: Кстати, Пугачева была последней артисткой, которой присвоили звание народной артистки СССР.


Н.Кириченко: Как и наш Геннадий Овсянников тоже успел получить это почетное звание.


Е.Крыжановский: Я ж не предлагаю отнять регалии у тех, кто их носит. Я предлагаю просто больше их не присваивать.


Н.Кириченко: Мне, кстати, не до конца понятен механизм этого присвоения. Неудобно перед коллегами, честное слово, которые давно на него претендуют, но никак не получат. Как бывший директор театра я очень переживаю, что так и не смог добиться для некоторых артистов заслуженных государственных признаний.


В.Карачевский: Пока достойной замены институту званий нет. Может быть, со временем выработаются и новые формы поощрений. Но пока звания остаются одним из важных стимулов в области культуры и искусства.


«СБ»: Кстати, упомянутый здесь Геннадий Овсянников, обладатель всех мыслимых званий, категорически против того, чтобы их отменили. Геннадий Степанович считает, что у артистов сейчас и так очень трудное положение: низкая зарплата, отсутствие жилищных перспектив, льгот... Если у них отнять еще такой статус, как государственные знаки отличия, — будет совсем тоскливо. Сравнивая артистов с детьми, он сказал: ни в коем случае нельзя отнимать у них эту «игрушку».


Е.Крыжановский: Тогда раздайте всем «игрушки», чтоб никому не было обидно.


И.Афанасьева: Это утопия, всем не дадут.


Е.Крыжановский: А кто решает, кому дать, а кому нет? В спорте, например, все понятно: один прыгнул в высоту 3 метра, другой не смог. А как творческих людей оценивать? Я, например, Евгений Крыжановский — талантливый артист, пока ждал вас у Дома прессы, раздал четыре автографа. Но звания у меня нет. И что мне делать?


В.Еренькова: Продолжать жить.


Е.Крыжановский: А если серьезно, то я предлагаю присваивать звания «Почетный гражданин Минска», «Почетный гражданин Бобруйска»... Ты принес пользу своему городу, своей стране — получи почетный титул. А звание «заслуженный артист» — ни о чем не говорит. Мне вот, например, рядом с Инной сидеть неудобно: она заслуженная, а я ничто, маленький жалкий актеришка.


Н.Кириченко: Вот тут ты и прокололся. Ты элементарно комплексуешь.


В.Еренькова: Обыкновенное кокетство, Евгений. Если вам сейчас присвоят звание — возьмете с удовольствием.


Е.Крыжановский: Нет. И публично заявляю: не присваивайте мне званий, так как у меня есть Имя! А получить к 60 годам звание заслуженного — это все равно что стоять старому дядьке–певцу в ансамбле песни и пляски... Стыд и срам.


И.Афанасьева: Но звания ничего не меняют в жизни. Есть оно или нет — не важно, главное, что вы артист и вас любит зритель.


Н.Кириченко: Женя, скажи мне, пожалуйста, ты когда–нибудь чувствовал, что я с тобой разговариваю с позиции народного артиста?


Е.Крыжановский: Нет.


Н.Кириченко: Вот именно. Я даже во многом тебе завидую...


«СБ»: Николай Михайлович, вы руководили театром и наверняка знаете, как происходит представление артиста к наградам и званиям? Механизм каков?


Н.Кириченко: Он мне до сих пор непонятен. Заслуженного артиста я получал 11 лет. Мы подали документы, они двигались–двигались вверх и вдруг их останавливали: то запятая не там поставлена, то истек срок какой–то там справки... Менялись министры культуры... Где–нибудь на гастролях я встречал экс–министра, который у меня спрашивал: «Ну тебе дали, наконец, звание?» Я отвечал: «Нет». — «Не понимаю, как так? Я ведь все сделал для того, чтобы присвоили». Так шли годы. В 98–м мы приехали в Москву на Чеховский фестиваль со спектаклем «Князь Витовт». Во время репетиции в зал вошел Алексей Дударев и сказал: «Только что позвонили из Минска. Кириченко дали звание». У меня внутри даже ничего не шевельнулось. Ни–че–го. Закончилась репетиция, все ушли из театра. Я поднялся на второй этаж в туалет — отлично помню — сел в угол на плитку и начал плакать. От обиды. Я думал о своей матери, о своих родных, которые будут гордиться вместе со мной.


В.Карачевский: Механизм прост — на получение почетных званий артиста выдвигает руководство театра. Ходатайство вместе с документами от трудового коллектива идет в Министерство культуры, где вопрос рассматривается на коллегии. По каждой кандидатуре вырабатывается отдельное мнение, причем не одним человеком, а всеми руководителями. Затем документы направляются в вышестоящий орган.


«СБ»: Российские театры перестали указывать в программках и портретных фойе звания и награды, которые заслужил артист. А у нас?


В.Еренькова: Конечно, указываем. Я не считаю, что звания — это игрушки. Это необходимая иерархия в творческой среде. И если в театре есть титулованные артисты — замечательно, лучше, чем ничего. Есть у нас такой родной союз театральных деятелей, который учредил премию «Хрустальная Павлинка». И раз в два года нам ее присуждают. А больше в стране ничего нет, никаких наград для артистов. А почему? Творец — это пахарь, так дайте ему за потраченное сердце, за самосожжение на сцене хоть какую–то награду.


Е.Крыжановский: Самая лучшая награда — это зарплата 1.000 долларов в месяц.


В.Еренькова: Вы знаете, артисты даже грамотам радуются, которые получают, например, от профсоюза на свой юбилей.


Е.Крыжановский: Эти бумажки — плевок, я считаю. Стыд и срам.


В.Еренькова: Неправда. И цветочку, и грамоте артисты рады, потому что мы ничего не имеем. Из всей нашей среды снимаются в кино, «на ролях», и зарабатывают деньги только 5 артистов. Все остальные перебиваются какими–то массовками. Вот о чем говорить надо. Где наш пиар, наши «раскрутки», папарацци? Бесталанных людей нет...


Е.Крыжановский: Поддерживаю. Тогда почему одних награждают, а других нет — мне непонятно.


И.Афанасьева: Расскажу случай из жизни. Когда некий злоумышленник разместил мои фотографии на сайте знакомств, я обратилась в прокуратуру. И попала к следователю, который долго мое дело в стол откладывал, а потом и вовсе его закрыл. Позже мне назначили другого следователя, я зашла к нему в кабинет — на стене у него висит куча каких–то грамот, наград, на столе стоят призовые статуэтки, книга законов вся в закладках, читана–перечитана. И он моих обидчиков вычислил за две недели, свою работу сделал идеально. Не зря его к наградам представляют, я считаю. И не каждого следователя, как и не каждого артиста, есть за что награждать.


«СБ»: Если звания не приносят никаких льгот и почестей, почему за них продолжается такая упорная борьба, как вы думаете?


В.Карачевский: Могу вам из личного опыта сказать: если мне вручают какую–то правительственную грамоту, у меня улучшается настроение: мою работу заметили — появляется дополнительный стимул.


Н.Кириченко: Когда я был директором, мне пришлось вступиться однажды за интересы театра на самом высоком уровне. Когда конфликт был улажен, один из высокопоставленных чиновников мне сказал: «Николай Михайлович, ваш вопрос решился положительно только потому, что у вас есть звание народного артиста».


«СБ»: То есть звание как «охранная грамота»? Евгений Анатольевич, а как вам удается решать проблемы вашего театра, не имея звания?


Е.Крыжановский: Трудно. Мне даже не удается добиться для «Христофора» статуса государственного театра.


Н.Кириченко: Ты сам себе противоречишь: то тебе ничего не надо от государства, ни почестей, ни званий, а то вдруг требуешь статуса.


В.Карачевский: Так и не было принято решения, под каким статусом будет работать «Христофор»: республиканского или городского театра. Для государства содержать театр — это удовольствие не из дешевых. К тому же статус государственного театра ко многому обязывает. Я не говорю, что жанр, в котором работает «Христофор» плох или хорош, и с уважением отношусь к Евгению Крыжановскому, но вы помните, как долго возились с театром–студией «Дзе–Я»?


Теперь это Новый драматический театр. Не исключаю, что и «Христофору» со временем удастся добиться статуса государственного театра.


«СБ»: В наших государственных театрах есть замечательные артисты среднего поколения, но званий у них никаких нет...


Н.Кириченко: Я таких артистов могу назвать очень много. И соглашусь тут и с Евгением, и с Инной: звание заслуженного артиста нужно получать в молодости.


И.Афанасьева: В таких случаях я всегда вспоминаю своего педагога по вокалу из Могилева — Нелли Николаевну Бордунову. Если бы 25 лет назад ее пригласили работать в Минск, поверьте мне, была бы не одна Дорофеева, Афанасьева, Подольская и Елфимов, таких артистов было бы гораздо больше. Ее школа — уникальна. Но и Нелли Николаевна до сих пор не отмечена никакими званиями.


В.Еренькова: В свое время по молодости я кокетливо отказывалась от любых наград, а теперь думаю, что поступала глупо. И сейчас своим ученикам всегда говорю, что в желании быть первым и лучшим нет ничего зазорного. Мне кажется, в советское время к званиям артистов представляли великодушнее и щедрее, чем сегодня.


Н.Кириченко: Да, в те времена каждый год два–три человека в театре обязательно их получали.


В.Еренькова: И от этого не было никому хуже.


Н.Кириченко: В Москве до сих пор так — там только ленивый не получает звания народного артиста.


В.Еренькова: А у нас теперь в театре если кому–то и присваивают его, так ощущение такое, будто с небес нечто сошло.


В.Карачевский: Да, может быть, сегодня звания не раздаются налево и направо, но на почетные грамоты и благодарности министерство не скупится. Хочу сказать, ни одно ходатайство руководителей творческих коллективов о награждении сотрудников не было отвергнуто.


Е.Крыжановский: Я предлагаю так: если мы присуждаем звание народного артиста — одно в год — давайте публиковать портреты претендентов из каждого театра в газете, и пусть народ сам голосует, кому присуждать, а кому нет. Почему такие решения принимаются в кабинетах, да еще, бывает, и людьми, которые иногда и театрального образования не имеют.


«СБ»: Мы провели с вами час за «круглым столом», хотелось бы от каждого из участников беседы услышать нечто вроде вывода. Какие новые мысли у вас возникли по ходу дискуссии?


В.Еренькова: Сегодня пиар, я считаю, это больше, чем звание. Мне хочется, чтобы больше писали про наших артистов. Я вот всегда радуюсь, когда на билбордах в городе появляются лица наших артистов. Одна актриса, не буду называть ее имени, которая достаточно долго проработала в нашем театре, недавно призналась мне, что стала действительно популярной только благодаря рекламным щитам в Минске. Значит, механизмы «раскрутки» и у нас существуют, можно и в Беларуси стать знаменитым театральным и киноартистом. Вы только пишите о нас больше, не забывайте.


Н.Кириченко: Я чувствую, что мы уперлись в какой–то тупик. Когда я читаю на афише: «Геннадий Овсянников, народный артист СССР», я радуюсь за свой театр, горжусь, что работаю на одной сцене с таким человеком. С другой стороны, у меня есть звание, и как я могу сейчас провозгласить: «Давайте не будем их больше присваивать, это пережиток прошлого». Как я буду выглядеть в глазах тех людей, которые работают и творят, может быть, в десять раз лучше меня, но пока не удостоены званий?.. Я считаю, их нужно присваивать больше и чаще. Чего скупиться? Ведь для государства это совсем ничего не стоит. Доплата за звание народный артист у меня — 100 тысяч рублей. И больше никаких льгот.


«СБ»: Все ли артисты ждут этих званий?


Н.Кириченко: Я вам больше скажу, даже Крыжановский ждет.


И.Афанасьева: В этом году я была в жюри конкурса молодых исполнителей на Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» и гордилась тем, когда меня объявляли: «Заслуженная артистка Республики Беларусь Инна Афанасьева». Таких заслуженных артистов вокруг меня сидело 9 человек, из разных стран: Украины, России, Мальты... Не важно, что сегодня эти звания ничего не дают в материальном плане. Звание — это высокая оценка труда артиста. И отменять этот институт нельзя ни в коем случае.


Е.Крыжановский: Я остаюсь при своем мнении — звания нужно отменять. Но, естественно, не отнимать их у тех, кто уже получил. Они их заслужили вместе с правом быть похороненными на Московском кладбище. Остальным нужно объяснить: мол, ребята — это пережиток, давайте искать новые формы поощрений. Или давайте проведем среди артистов референдум по этому поводу. Вот Инна говорит, что гордилась, когда ее объявляли заслуженной, а я горжусь, когда объявляют: «Театр «Христофор»!», и зал встает, и пять минут аплодирует, хотя званий у наших артистов и в помине нет. Да наверняка и не будет.


В.Карачевский: Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей получали государственные награды. Министерство культуры не всегда имеет возможность финансово поддержать артистов. Поэтому я, например, всегда радуюсь, когда у нас появляется возможность отметить достойных грамотой, медалью, званием...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter