Об Илье Петровиче Сенько, бывшем руководителе СПК «Обухово», говорят: «Любил, что делал. Делал, что любил»

Любил, что делал. Делал, что любил

Илья Сенько оставил после себя не только процветающее хозяйство, но и храм, радующий души и сердца его односельчан 

ВЧЕРА в редакцию пришла трагическая весть: не стало Ильи Петровича СЕНЬКО… Старейшины председательского корпуса страны, его гордости и славы, Героя Социалистического Труда. Илья Петрович председательствовал в колхозе «Путь к коммунизму» Гродненского района, который сейчас известен как СПК «Обухово». Буквально неделю назад я была в Обухово, собирала материалы к очерку об Илье Сенько в свою рубрику. Илью Петровича забрали в больницу, и его дочь сказала: «Сейчас к нему нельзя». Много общалась с родственниками, коллегами и земляками колхозного вожака. Надеялась, очерк будет готов к печати, и Илья Петрович к этому времени поправится, я позвоню ему из Минска. Но судьба вон как распорядилась. И публикуемые сегодня заметки стали реквиемом настоящему Гражданину и Труженику… 


В ДЕТСКОМ возрасте он заменил в поле погибшего на фронте отца. После школы сразу стал работать в колхозе, а получив профессию агронома, на 49 лет связал себя с сельским хозяйством. Свой родной колхоз Илья Петрович СЕНЬКО вывел в число передовых хозяйств Беларуси. 

Те, кто хотя бы раз ехал из Минска в Гродно, обращали внимание на красивую церковь, стоящую при въезде в агрогородок Обухово, она видна прямо с трассы. Только, конечно, не все знают, что этот храм как память оставил после себя именно Илья Петрович. Для меня это тоже было новостью. Но вспомнить хочется не только об этом.

ЕГО биографические данные можно взять в интернете, о знаменитом председателе тысячу раз писали СМИ, но очень хотелось живого общения с ним. С этой надеждой я и отправилась на Гродненщину. К сожалению, с Ильей Петровичем встретиться не удалось. Но о том, чего не знает ни один интернет, рассказала его дочь Наталья Поболовец:

— В официальных документах указано, что папа родился 5 мая 1940 года в деревне Козлякевичи Барановичской области. Только настоящая дата рождения — 2 августа 1941 года. Он сам мне рассказывал, что сгорела церковь, где хранились подлинные метрические записи. Когда пришло время идти в армию, призывная комиссия, так как отец выглядел несколько старше своего возраста, не поверила ему, решив, что он сознательно не хочет служить. Поэтому и вписали другую дату. Но он до сих пор отмечает день рождения только 2 августа, на церковный праздник Ильи, в честь которого и назван.

Герои Соцтруда братья Илья и Федор СЕНЬКО, 2007 год

Родители его были простыми людьми, растили троих сыновей. Александр уже умер, Федор живет в Москве. По словам отца, ему в детстве досталось больше всех. Старший брат ушел на флот и больше не возвращался домой, средний пошел учиться, а он остался с матерью на хуторе. На отца пришла похоронка — погиб в 1943 году под Кенигсбергом, даже точного места захоронения до сих пор не знаем. Все тяготы работы на земле и по хозяйству взвалил на себя папа, чтобы как-то помочь матери. В 7 лет пас коров, бороновал картофель. Ходил в школу за 10 километров, окончил 10 классов. Сразу после школы в 1959 году устроился счетоводом в колхоз «Прогресс» в Вертелишках. Через год поступил в Гродненский сельхозинститут на агрономию, окончил его в 1965-м. Был заведующим участком в колхозе имени Ленина, главным агрономом колхоза «1 Мая» Гродненского района. В это же хозяйство вернулся и после службы в армии. С моей мамой, Людмилой Александровной, познакомились в студенчестве. Она училась в пединституте в Гродно. 

Папа образованный и интеллигентный человек. Никогда на нас с братом никто из родителей руки не поднял, даже голос сильно не повышали. Это не значит, что мы делали, что хотели. У отца был единственный и очень действенный способ воспитания — беседа. Воздействовал на нас словом, личным примером. Строгий, но справедливый. Помню, в детстве залезла за компанию в чужой огород за клубникой, хотя своя росла. Папа решил проучить. Принес килограммов 5 ягод, поставил передо мной: «Вот сиди теперь и ешь». Больше мне никогда не хотелось брать чужого. У отца работа всегда стояла на первом месте. Это его хобби и смысл жизни. Третий ребенок и самый любимый. Не скажу, что нам недоставало его внимания, нет. Выезжали с ним и на природу, и купаться. Но жил он колхозом. Мама работала в Обухово учителем, затем директором школы. К сожалению, умерла 24 года назад. Позже отец женился во второй раз.

Герой Социалистического Труда Илья СЕНЬКО на «Дажынках-2007»

Старший брат, Владимир, окончил тот же сельхозинститут. Некоторое время работал в «Обухово», сейчас ушел в бизнес. Для нас папа был и есть лучший отец и друг. Такие люди редко встречаются. Порядочность всегда и во всем, и к родным, и к коллегам. Наверное, это черта характера, привитая с детства. Хотя его мама была абсолютно неграмотным человеком, вместо подписи крестик ставила. Воспитывала сыновей одна, замуж так и не вышла. Мало чем детям могла помочь. Может быть, это стало одной из причин такой сильной тяги к знаниям ее сыновей. Папа рассказывал, что студентом приходилось вагоны разгружать, чтобы что-то поесть и купить одежду. Некоторое время наша бабушка оставалась в Барановичском районе, потом ее перевезли в Гродненский. В Гродно она и похоронена.

Всю сознательную жизнь отец посвятил хозяйству. Пришел в 1967 году председателем колхоза «Путь к коммунизму», который в 1992-м переименовали в СПК «Обухово». Работал до самого ухода на заслуженный отдых в марте 2016-го. Сорок девять лет возглавлял свое детище. Помню, каждый день вставал в 5 утра и начинал объезд полей. Зимой, когда на полях нечего было делать, объезжал фермы и комплексы до самого последнего дня своей работы. Решение уйти для него было очень сложным. Понимаете, для таких людей, как он, это, наверное, равноценно уходу из жизни. У него никогда не было никакого увлечения, типа рыбалки или охоты. Работа, работа, работа… Но однажды он мне сказал: «Я не могу больше физически работать так, как раньше». Я ответила: «А ты работай так, как большинство. Не вставай рано, побереги себя». Однозначно – нет! Иначе он не мог. Только все время повторял: «Вот дострою церковь в Обухово и уйду». ТАТЬЯНА Александровна Таничева, племянница Ильи Петровича, главный экономист СПК «Обухово»:

— Я начала здесь экономистом в 1997 году. Мы с супругом и сыном приехали из Барановичей. Три месяца жили в общежитии, потом получили квартиру. Работать с Ильей Петровичем было приятно. Очень воспитанный и тактичный человек. Даже когда возникали какие-то вопросы, решались один на один в кабинете, но никак не прилюдно. Если звонил, просил зайти к нему и называл по имени, значит, все хорошо. Но если обращался по фамилии, знала, что где-то «накосячила». Его было очень трудно провести с цифрами, несмотря на то что не имел специального образования. Посмотрит документы и говорит: «Таня, я не знаю, что конкретно, но чувствую, что здесь что-то не так». Приходилось все переделывать, искать ошибку, и она точно находилась. Никогда не слышала, чтобы он на кого-то повышал голос. Никого не унижал, обращался на «вы». Дистанция начальник-подчиненный соблюдалась всегда, никакого панибратства, даже на общественных мероприятиях или праздниках. И вне рабочего кабинета держался степенно, солидно и строго. Хотя мог рассказать анекдот, пошутить, посмеяться от души. Если отсутствовал в хозяйстве, не расслаблялись. Каждый знал свою работу и тот срок, в течение которого нужно ее выполнить и отчитаться перед председателем. Умел считать каждую копейку и требовал того же от всех работников. Всегда напоминал: «Мы богаты оттого, что экономим». Я понимаю, насколько сложно ему было поднимать хозяйство. Знаю, поначалу находились недовольные, мужчина из Обуховичей даже стрелял в него из ружья.

Механизатор Владимир ВОЛКОВ и председатель СПК «Обухово» Гродненского района Илья СЕНЬКО, 2008 год

Вообще, в 1950—1960-е годы было тяжело руководить колхозами в Западной Беларуси, слишком сказывалось влияние Польши. Всю свою жизнь Илья Петрович жил скромно, не настроил себе коттеджей и квартир. Как выделили простой домик, так до сих пор он и стоит. Никогда и ничего себе не взял. 

АННА Николаевна Бривач в колхоз «Путь к коммунизму» пришла в 1975 году, 41 год ее руководителем был Илья Петрович: 

— Мне было 19 лет, когда председатель принял меня на работу бухгалтером. Могу сказать, что он умел как-то подбирать кадры. Видел в человеке потенциал. Это я не только о себе говорю, так было со всеми специалистами. Именно при Илье Петровиче «Обухово» приобрело современный вид. Не любил просить деньги у государства, никаких долгов и кредитов, всегда рассчитывал только на свои силы. На первом месте стояла экономия. Даже когда меня назначили главным бухгалтером, не переставала удивляться его мудрому умению рисковать в том или ином деле. Мне казалось, что вот сюда именно не нужно вкладывать средства, но председатель отдавал распоряжение. Потом оказывалось, что его решение было правильным и приносило доход. Не могу сказать и не понимаю, как он мог так предвидеть. Церковь в Обухово начали строить в 2008-м и только на средства хозяйства. Потратили 15 миллиардов неденоминированных рублей. Храм был мечтой председателя, а прихожане теперь его будут благодарить. 

У ЕВДОКИИ Францевны Досевич свои воспоминания об Илье Сенько:

— С ним начинала в 1981 году. Хорошо помню, как мы с супругом впервые пришли в кабинет к председателю. Сказали, что оба зоотехники после сельхозинститута и хотели бы в хозяйстве работать. Он посмотрел на нас, немного подумал и ответил: «Хорошо, работайте». Почему так, не знаю. Слышали, что кого попало в колхоз не принимал. Илья Петрович дал нам две недели отдохнуть после учебы, а потом приступили к работе. На то время у нас уже был маленький сын, хотели снять жилье в Обухово. Очень удивились, когда председатель пообещал к 1 сентября квартиру. Сказал: «Это негоже молодым специалистам по квартирам скитаться». Тут же позвонил своей жене, директору школы, и до сентября нам выделили комнату в интернате, пока дети были на летних каникулах. Даже мебель и холодильник для нас где-то нашел. А квартиру обещанную получили в срок. Это было таким поступком, который будет помниться всю жизнь. 

ЕВГЕНИЯ Филипповна Сидорчук пришла в «Путь к коммунизму» намного раньше, чем Илья Петрович, в 1951 году:

— На своем веку пережила не одного председателя, они раньше часто менялись. Сенько был последним. В хозяйство сначала входила только одна деревня Обухово. В 1950-е годы мы ни копейки не получали. Двадцать лет проработала на сахарной свекле звеньевой. Были две полеводческие бригады по три звена в каждой. Работали вручную, техники не было. Несколько единиц, не больше. И та стояла под открытым небом: ни мехдвора, ни гаража захудалого. Все силы и здоровье положили на этих полях. В 1958 году мне присвоили звание Героя Социалистического Труда, еще при председателе Тимофее Кускове. Значит, работала добросовестно, я так понимаю. В 1972-м отправили в санаторий, а тут позвонили, что по приезде переводят на ферму: телятниц не хватает. Так что еще 18 лет проработала в телятнике.

Грязи по колено, без галош и сапог резиновых не пойдешь. На ферму приходили рано, к пяти утра. Как-то раз телят напоила, начала подметать проход в сарае. Слышу, кто-то тихо открывает двери, я ни живая ни мертвая. Кто его знает, кто это, ведь даже света не было, мы в потемках варили еду. А это Илья Петрович, оказывается, пришел проверить нашу работу. И так потом было очень часто, привыкли. Сомневаюсь, что сейчас председатели в пять утра заглядывают к телятницам. 

Помню, как он рассказывал, что в 1967 году в колхозе не было даже соломы. Корма плохие, привеса никакого. Осенью навезут контрактованных телят от населения сытых и ладных, а потом у нас сохнут от недоедания. Был случай, когда сами ходили на колхозное поле воровать корма. А что делать? Наш зоотехник доложила Сенько, что это, оказывается, местные жители воруют для своих коров. 

И вот еду я как-то на велосипеде рано утром на ферму, и неожиданно председатель появляется передо мной, он уже с фермы возвращался. Спросил, что да как, а потом сказал, что караулит вора. Третью ночь сторожит, но так никого и не поймал. А я ему и отвечаю: «Илья Петрович, а я же и еду воровать. Нечем скотину кормить, никакого привеса». Он был так удивлен, словами не передать. Но после этого стали привозить больше кормов, мы так телят и выходили. Если на ферме не было обрата, шла напрямую к председателю. Он тут же всех обзванивал, и обрат привозили. Понимаете, зарплаты из-за плохого привеса никакой не было. Я поначалу 30 рублей получала. Но первые деньги мы увидели именно при Сенько, до этого за трудодни только зерном расплачивались. Тем, кто в поле работал, немного выделяли, больше получали доярки и телятницы. В 1961 году сестра на ферму устроилась, так на нашу семью больше стали зерна давать, мы на селе считались богатеями. А вот к концу 1967-го впервые получку дали.

Помню хорошо тот день, когда Илью Петровича колхозникам представили на собрании. Мы в поле заканчивали работу на свекле недалеко от деревни. Поговаривали уже между собой, что нашего Гулько сменит кто-то. Не могу только точно месяц назвать, октябрь или ноябрь, наверное. В Обухово громкоговоритель висел, радио местное. Вот по нему и объявили, что всех зовут в правление на выборы нового председателя. Познакомили нас, а он молоденький, 30 лет не было. Но слушались его даже наши старожилы, хотя сомневались поначалу, что справится с этим болотом. А потом авторитет себе заработал, и за столько лет из этого болота прямо город отстроил. Сама ушла в 1989-м на пенсию, нужно было за больной мамой присматривать. С тех пор, как она умерла, стала помогать в церкви, которая находилась в Комотово, около 4 километров отсюда. Крыша в ней стала протекать. Пришла к Сенько просить машину и за советом, где взять жести, чтобы ее накрыть. Помог, а когда провожал к машине, сказал: «Подождите, лет через 10 будет стоять церковь в Обухово, я обещаю». Сдержал же ведь слово, как всегда, сдержал. 

НАГРАДЫ Ильи Петровича — орден Трудового Красного Знамени, медаль «За доблестный труд», два ордена Ленина. В 1986 году присвоили звание Героя Социалистического Труда, в 2000-м — «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь», в 2010-м — «Почетный гражданин Гродненского района». 

О нем помнят все. И не потому, что он Герой или орденоносец. Нет, любят, ценят и уважают не за это. Его хлеб никогда не был легким, но при  этом он был настоящим и честным человеком, тружеником, который всегда держал свое слово...

chasovitina@sb.by

Фото из архива семьи ПОБОЛОВЕЦ и БЕЛТА
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь скорбит по поводу смерти Ильи Петровича СЕНЬКО — бывшего руководителя СПК «Обухово» Гродненского района, Героя Социалистического Труда, и выражает глубокое соболезнование его родным и близким.
Коллектив «Сельской газеты» скорбит по поводу смерти бывшего руководителя СПК «Обухово» Гродненского района, Героя Социалистического Труда Ильи Петровича СЕНЬКО и выражает глубокое соболезнование его родным и близким.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter