Рост экспорта, работа на российском рынке: председатель «Беллегпрома» — о работе концерна

Лёгкая на подъёме

Несмотря на санкционное давление со стороны коллективного Запада на Беларусь, экономика нашей страны продемонстрировала хорошую устойчивость и адаптивность к внешним шокам. Негативные прогнозы зарубежных экспертов не сбылись. Обвала экономики и краха промышленности не произошло. Страна справилась с вызовами и дискриминационными мерами, применяемыми недружественными странами. Начиная с августа прошлого года отечественные предприятия начали прирастать. В том числе и в легкой промышленности. Как итог, вместо падения — рост практически по всем ключевым показателям. Что позволило отрасли справиться с внешним давлением и какой стратегии придерживается концерн «Беллегпром», спросили у его руководителя Татьяны Лугиной.


Успешная адаптация

— Татьяна Алексеевна, 2022 год был непростым для всей страны и для экономики в частности. Как адаптировались предприятия концерна к новым условиям и довольны ли вы итогами работы в прошлом году?

— Прошлый год начинался для нас традиционно успешно. И первые два месяца мы работали с хорошей динамикой. Росли показатели и по объемам выпускаемой продукции, и по экспорту. С марта полностью изменилась логистика поставки сырьевых и вспомогательных компонентов для производственной программы, неопределенность на рынках, которая отмечалась в апреле, — все это привело к падению по многим показателям. В первую очередь это коснулось предприятий, завязанных на импорте. Приходилось оперативно искать альтернативных поставщиков и заключать новые договоры по логистике. Тем не менее своевременные точечные решения Правительства помогли выправить ситуацию. С июня ситуация стабилизировалась, и ежемесячно до конца года отрасль показывала положительную динамику работы по всем показателям — и объемным, и качественным, и в части экспорта, и снижения запасов.



Легкая промышленность страны — это около 2 тысяч предприятий и 83 тысячи работающих. Они производят ткани всех видов и трикотажные полотна, пряжу, нетканые материалы, домашний текстиль, изделия медицинского назначения, белье, чулочно-носочные изделия, одежду всех видов, галантерею кожевенную и текстильную, обувь, фурнитуру, изделия из фарфора и другие виды продукции. Причем одежду — от детской и молодежной до делового стиля и со специальными свойствами (для работников МЧС, лесного хозяйства, силовых структур и т.д.). Спектр возможностей у легкой промышленности большой. Мы готовы обес­печить внутренний рынок любыми товарами, которые нужны потребителю. Сегодня уникальное время и уникальный шанс. Наверное, за последние десятилетия такого шанса увеличить свою долю пребывания на рынке не было. Это время насколько кризисное, настолько и уникальное в части возможностей.

Для эффективной работы в сфере легкой промышленности принято достаточно мер поддержки со стороны государства. Например, в части экспортного кредитования, регламентации ассортиментных перечней в розничных магазинах. 

Что касается итогов за год, то могу сказать, что в целом сработали неплохо. По концерну темп роста экспорта составил 112,9 процента к уровню 2021 года. Для понимания, по итогам пяти месяцев темп составлял всего лишь 90 процентов. И то, что добавили практически 23 процента, — я считаю, прекрасная динамика. Основная задача была переориентировать потерю доли продаж в Украину и ЕС на рынки России, стран СНГ и ЕАЭС, а также дальней дуги. За счет этих рынков нам удалось не просесть по показателям.



Несколько слов о тенденциях, наметившихся в прошлом году. Активизировалась работа белорусских текстильных предприятий на российском рынке. Вырос спрос на продукцию домашнего текстиля. Причем существенно увеличилась реализация готовых изделий, а не тканей. Сегодня налаживаются кооперационные связи с зарубежными партнерами по пошиву такого ассортимента для последующего экспорта. Оршанский льнокомбинат, например, учтя этот тренд, оперативно заказал новое оборудование и уже в марте ожидает поставку автоматизированных линий по пошиву домашнего текстиля. 

Что касается швейной отрасли, она как никогда находится на пике востребованности. Каждая швея на вес золота. Сегодня востребована любая продукция. Начиная от модной и классической, заканчивая пошивом спецодежды. Это связано с изменением мировой экономики и логистики. Поэтому многие предприятия пересматривают стратегию своего развития и расширяют кооперацию не только с зарубежными компаниями, но и с коллегами внутри страны. В России мы начали открывать мультибрендовые магазины и видим, что такой механизм эффективно работает по продвижению белорусской продукции.


Если говорить о кожевенно-обувной отрасли, то она сработала в прошлом году достаточно эффективно. Все кожсырье, которое есть на мясокомбинатах и небольших предприятиях, перерабатывается внутри страны. Кожа не вывозится в виде сырья и полуфабриката. Удалось увеличить долю белорусской обуви из натуральной кожи на внутреннем рынке, прекрасно работают галантерейные предприятия — продажи выросли в Беларуси и, что особенно радует, существенно в Российской Федерации.

— Какие задачи поставлены на этот год и какие проекты планируется реализовать в ближайшее время?

— Сейчас главная задача — ни в коей мере не расслабляться, не терять ритма, драйва, той интенсивности как на производстве, так и на рынках, в коммуникациях, планах. Задачи поставлены на первый квартал. Есть целевые показатели, есть точечные параметры по каким-то предприятиям, где надо подтянуться. Одна из основных задач — обязательный рост заработной платы. Только за счет этого мы сможем сохранить и привлечь трудовые ресурсы в отрасль.

Теперь что касается проектов. Все помнят, что в прошлом году было принято решение о, скажем так, дополнении делового стиля одежды единым элементом школьной формы. Отмечу, что одеждой для школы — деловой и спортивной — предприятия концерна занимаются не первый год. Наша одежда для школьников пользуется популярностью не только у белорусов, но и в России. В этом году уже проделана большая работа: отшиты образцы коллекций, отсняты модели и почти готов каталог. Скоро представим и учреждениям образования, и торговым организациям все то, что мы готовы предложить для юных белорусов. Подчеркну, что предприятия концерна «Беллегпром» готовы выполнить любой заказ. К тому же у таких отечественных предприятий, как «Славянка», «Полесье» и «БелКредо», уже есть опыт работы по изготовлению формы или отдельных отличительных элементов одежды для учреждений образования.


Новый и, наверное, самый ожидаемый проект — торговая сеть, где будут представлены исключительно товары отечественного производства. Речь идет о магазинах под названием «Да дому». Концепция проекта заключается в размещении на одной торговой площадке максимально широкого ассортимента белорусской продукции для дома. Это текстиль, посуда, одежда и другое. Считаю, что создание оте­чественной торговой сети поможет наладить успешную реализацию белорусских товаров. Первый магазин планируем открыть уже в марте. Где — не скажу: позволю себе сохранить интригу. Магазины «Да дому» планируем открывать и за пределами страны.

Безусловно, будем активно принимать участие в выставочно-ярмарочной деятельности. В том числе и за рубежом. В частности, летом в Екатеринбурге на крупнейшей промышленной выставке «Иннопром» представим легкую промышленность Беларуси с показами модной одежды. Мы уже начали подготовку к ней.


Что касается задач, стоящих перед предприятиями концерна, то они продолжат кооперацию. Как внутри страны, так и за ее пределами. Важно, чтобы был задействован потенциал отрасли в целом. Считаю, что еще одна из ключевых задач — масштабировать свое присутствие на внешних рынках через страновое продвижение продукции. Кроме того, продолжим развивать технологическую базу. И акцент — на точечную модернизацию. Ставка делается на оборудование и производственные линии для выпуска востребованного на рынке готового товара с высокой добавленной стоимостью. Остро чувствуется востребованность именно такого продукта. Это важная задача, которую будем решать в 2023 году.

Вверх по экспортной дуге 

— Куда сегодня поставляется продукция белорусского легпрома и какая работа ведется по освоению новых рынков? 

— Экспорт всегда был приоритетной задачей для предприятий концерна. Около 70 процентов выпускаемой продукции поставляется на внешний рынок. И несмотря на то что за последние десять месяцев на рынки Украины, Евросоюза и Америки Беларусь недопоставила продукцию на крупную сумму, ее удалось возместить. На эти рынки мы недопоставили продукции на сумму 30 миллионов долларов в эквиваленте. Это существенная цифра, но мы возместили сумму поставками нашей продукции на рынок России и стран Азиатского региона. Мы ее не только возместили, но и превысили на 16 миллионов долларов в эквиваленте. Темп отгрузки в Азиатский регион — 158 процентов. Это говорит о том, что сама ситуация заставила нас двигаться по-другому, думать по-другому и коммуницировать с коллегами по-другому. Трудное время — это окно возможностей.


По-прежнему основной рынок сбыта — Россия. На нем белорусские компании присутствуют давно и пользуются заслуженной любовью у покупателей. Поэтому в 2022 году экспорт предприятий «Беллегпрома» в Российскую Федерацию вырос на треть. 

Что касается других направлений, то, например, значительно увеличили объем поставок продукции на рынки Азии. Темп роста составил 137 процентов. Увеличили свое присутствие в Казахстане, Азербайджане, Армении. Новый рынок, на который мы до этого не поставляли, — Таджикистан. В разы возрос экспорт в Индию, увеличились поставки в Китай в четыре раза — за счет готовой кожи. Про Африку также думаем.



— Заслушивая ваш доклад в октябре прошлого года, Президент поставил ряд задач. В частности, занять нишу на российском рынке с учетом ухода зарубежных игроков и сокращения импорта. Как решается эта задача?

— Мы понимаем, что весь объем закрыть не сможем, но ряд значимых позиций способны заместить. Белорусские предприятия производят качественную, модную, доступную по цене одежду. Что касается российского рынка, то задачу, которая ставилась Правительством — нарастить темпы экспорта до 130 процентов, — мы выполнили. Из 85 регионов, которые отрабатывали, в 72 осуществляются поставки. В некоторые регионы, с которыми работали через дилеров, начали осуществлять прямые поставки, открыли и новые регионы. Но это не предел. 

В 2022 году увеличился объем поставок в 57 регионов Российской Федерации, в том числе в дальние — Мурманскую область, Рес­публику Коми, Иркутскую и Омскую области. Впервые появились товары белорусского легпрома в Алтайском крае, Калмыкии и Рес­публике Тыва. Ключевые позиции экспорта — чулочно-носочные и корсетные изделия, ткани, пряжа, трикотаж и готовая одежда, обувь, ковры.


Также «Беллегпром» в прошлом году увеличил экспорт продукции в Башкортостан более чем на 20 процентов. В регион поставляются белорусские ковры, чулочно-носочные, трикотажные изделия, кожи, ткани различных видов. Башкирская компания «Капман» реализует проект по изготовлению негорючих тканей с белорусским «Камволем». Такие договоренности были достигнуты во время недавнего визита делегации Башкортостана в Беларусь.

В планах также наращивать поставки продукции в Дагестан. В частности, Минское производственное кожевенное объединение подписало контракт на поставку кожевенного товара на 100 миллионов российских рублей. 

Следует сказать, что предприятия концерна имеют сеть фирменных магазинов в России, например, «Конте», «Белвест» и «Милавица», в торговых объектах от Москвы до Новосибирска можно найти изделия Оршанского льнокомбината, Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения, «Ленты», «Моготекса» и других. А «Свiтанак» по франшизе представляет в Санкт-Петербурге и Ленобласти одна из российских компаний.


В декабре в России открылись два крупных торговых объекта с белорусскими товарами. Первый — в Подмосковье, в Солнечногорском районе Московской области, на площадке в 400 квадратных метров. Тут представлено более 3 тысяч наименований товаров от полутора десятков белорусских компаний — Добрушского фарфорового завода, стеклозавода «Неман», Оршанского льнокомбината, БПХО, «Бархима» и других. Открытие второго розничного магазина запланировано на апрель текущего года. Торговый дом — итог сотрудничества Союза женщин России и Белорусского союза женщин. Этот масштабный проект удалось реализовать менее чем за год. Второй объект открыт в Оренбурге — магазин-шоурум. Этот проект — результат сотрудничества концерна «Беллегпром» и Ассоциации предприятий легкой промышленности Оренбуржья. Это уникальное многофункциональное пространство, объединяющее площадку для нет­воркинга, зоны для ательеров и стилистов, локальных брендов, территории продажи готовой одежды, товаров для дома и тканей. В шоуруме представляют продукцию ведущие предприятия «Беллегпрома» — Оршанский льнокомбинат, «Камволь», «Моготекс», «Галантэя», «Свiтанак», «БелКредо» и «Бобруйсктрикотаж».

У нас есть намерение не просто представлять продукцию, а создавать совместные производства. Во многих регионах хотят развивать занятость женской части населения. И легкая промышленность — та отрасль, где женщинам просто трудоустроиться. В частности, это касается Чечни, куда мы планируем в марте поехать в командировку со своими предложениями. И такое направление будем развивать в этом году по всей России.


Белорусское — значит модное

— Какая работа проводится по популяризации белорусских брендов легпрома среди населения?

— Сегодня мы максимально задействуем для этих целей все социальные сети. Плюс активно присутствуем как в крупных зарубежных, так и в белорусских маркетплейсах. Многие предприятия с этим успешно справляются. 

Все проекты, в которых участвуем или реализуем сами, помогают прививать любовь к нашему, белорусскому, — это и реконструкция Национального павильона Беларуси на ВДНХ в Москве, и фестиваль моды и стиля «LookБуг» в Бресте, республиканский конкурс «Мельница моды», фестиваль «Вытокi» и многие-многие другие.


К слову, у каждого предприятия концерна есть своя востребованная ниша и каждое в ней развивается. Мы конкурируем с внешним миром. Дополняя друг друга, мы должны выйти на внешние рынки, демонстрируя все лучшие свои стороны и умения в каждой отдельной марке. Главное, чтобы росла популярность белорусских брендов.

Любовь к ассортименту легкой промышленности демонстрируют шоп-туры россиян, которые на протяжении всего прошлого года активно приезжали в Беларусь на отдых, а также поездки гостей из соседних стран по программе безвиза. По периметру северо-востока мы открыли много приграничных магазинов, которые рентабельно работают, представленная там продукция довольно востребована. Цена и качество у нас весьма гармонично сочетаются.


— А сами носите одежду белорусских брендов?

— Да, я очень люблю белорусскую одежду и ношу ее с удовольствием. Наши предприятия готовы удовлетворить вкусы даже самых изысканных модников. На рынке Беларуси любой покупатель может найти свой бренд, импонирующий ему по стилю. В последние годы мы отмечаем работу и креативность молодых дизайнеров. Они более смелые и решительные, через небольшие коллекции транслируют свое восприятие мира. Также мы видим положительные отзывы покупателей о модных оупенспейсах, которые есть в крупных торговых центрах.

Первый — значит лучший

— Как развивается бренд «Первый»? Поделитесь планами на этот год. Будут ли открыты новые магазины и как часто будут обновляться коллекции?
— Безусловно, бренд «Первый» будет развиваться дальше. Он зарекомендовал себя очень хорошо и продолжает радовать большим потребительским спросом. Один любопытный факт: каждый день совершаются покупки в магазинах с президентским мерчем. Это о многом говорит. Очень часто его приобретают на подарки зарубежные гости. Постоянно ведется работа над расширением ассортимента. Есть несколько идей, но о них мы пока не будем говорить. Очень хорошо зашел новогодний календарь. Вообще, такой проект сравним с работой ювелиров. Тут надо тонко чувствовать грань. Это не массмаркет. И мы ставку делаем на лимитированные серии. Это работа со штучным и эксклюзивным товаром. И это бренд для народа.


sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter