ЛВИная доля

Как белорусскому алкоголю прорваться на российский рынок?

«Бездонный» российский рынок алкоголя практически закрыт для отечественных производителей

Едва ли найдется в мире человек, у которого при упоминании о России не возникала бы ассоциация с водкой.

И это вполне обоснованно: по объемам реализации этого горячительного продукта страна уверенно, с большим отрывом от ближайших конкурентов, занимает первую строчку в топ-десятке. Понятно, что для производителей популярного напитка, в том числе и белорусских, этот факт выглядит очень привлекательно. Но вот так запросто на рынок восточной соседки не прорвешься: путь к конечному потребителю долог, тернист и, самое главное, обходится в копеечку.

В прошлом году из общего объема республиканского экспорта алкогольной продукции на Россию пришлось лишь 18 %. У предприятий концерна «Белгоспищепром» этот показатель еще ниже – 4,5 %. Организации без ведомственной подчиненности поставили на российский рынок 72 % всего экспортированного алкоголя. «Эти цифры убедительно говорят о том, что для присутствия на магазинных полках нужны значительные финансовые средства», — подчеркнул начальник управления внешнеэкономических связей, торговли и маркетинга концерна «Белгоспищепром» Виктор Краснюк. Например, в сети «Седьмой континент», чтобы поставить на полку одну товарную категорию без всяких гарантий ее последующей продажи, надо заплатить 40 тысяч евро. «Все читают учебники маркетинга, знают инструменты продвижения на экспорт, но использовать их получается не у всех, — добавил представитель концерна. – У кого финансовые возможности больше – тот и увеличивает свою долю».

У белорусских производителей есть два варианта продвижения продукции в Россию. Первый из них – получить генеральную лицензию и зарегистрироваться в системе ЕГАИС. Это сложно: производителю надо иметь уставный фонд в размере $ 5 млн. Поэтому предприятия в основном пользуются услугами импортеров, которые уже обозначены в этой «системе координат». И получается, что производитель поставляет ликероводочные изделия по условной цене 1 рубль за единицу, а далее импортеру необходимо провести такие операции, как оплата сборов, акцизов и НДС, банковской гарантии, склада, логистических услуг, штрихкодирования, сертификации и множества других. В результате на выходе продукт стоит уже 6—7 рублей, а предстоит еще преодолеть путь к магазинной полке. «Поэтому в России учрежден и действует наш собственный субъект товаропроводящей сети – ООО «БеларусьАлко», которое занимается реализацией алкогольной продукции», — поясняет Виктор Краснюк. Подобные организации действуют и в других государствах – Латвии, Польше, Армении. И если в 2005 году концерн поставлял продукцию на экспорт в 11 стран, то по итогам 2010-го – уже в 27. Недавно открылся первый магазин сети «Белорусский гостинец» в Санкт-Петербурге, в которой будет обязательно присутствовать алкогольная продукция. Интересно, что одним из крупных рынков сбыта белорусского алкоголя стала Турция – мусульманская страна, где традиции употребления спиртного не слишком развиты. «Сегодня наша водка присутствует на 85 % территории Турции, и объемы достаточно большие, — сообщил представитель концерна «Белгоспищепром». — И в этой работе очень важно иметь надежного бизнес-партнера, который имеет сильные позиции на местах».

Независимый консультант по торговому маркетингу Людмила Шарапова советует белорусским экспортерам очень внимательно изучить особенности работы с торговыми сетями России. Так, при заключении годового договора следует заранее просчитывать и будущие цены, и условия поставки, поскольку внести изменения в подписанное соглашение потом будет сложно. «Если в нашей рознице любой торговый представитель может прийти и пообщаться с менеджером по закупкам, то в России, скорее всего, придется оставить свою информацию в ящике для корреспонденции, а она может и затеряться», — поясняет Людмила Шарапова. Да и сам договор с российским ритейлером по объему в несколько раз больше, чем с отечественным, и может представлять собой пухлую папку с десятками страниц. «Практика показывает, что белорусские частные компании более грамотно работают с крупными сетями», — делает заключение консультант.

Такие выводы подтверждает и статистика. В частности, компании, не входящие в состав концерна «Белгоспищепром», смогли значительно усилить свои позиции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. По данным портала «Продукт.by», реализация ими водки и ликероводочных изделий в 2010 году увеличилась на 89 % по сравнению с 2009-м, в то время как продажи в целом выросли всего на 2,4 %. Таким образом, частные производители увеличили свою долю в этом сегменте с 7 % до 12 %. Похожая ситуация наблюдается и по другим товарным группам: по водке – с 1 % до 4 %, ликероводочным изделиям – с 55 % до 62 %, виноградным винам – с 74 % до 77 %.

Одна из очевидных тенденций развития алкогольного рынка Беларуси – падение потребления водки в пользу ликероводочных изделий и коньяков. По данным Белстата, в прошлом году продажи чистого сорокаградусного продукта снизились на 0,8 % по сравнению с 2009-м. В то же время реализация ЛВИ увеличилась на 33,4 %, коньяков – на 29 %. Эксперты осторожно говорят о том, что население понемногу поворачивается в сторону элитных напитков, пусть их доля в общем потреблении пока невелика. Ожидается, что в ближайшие годы рынок будет развиваться примерно в том же направлении. И отечественным производителям придется всерьез поднапрячься, чтобы найти покупателя на те объемы, которые они планируют производить. Все понимают, что по потреблению алкоголя на душу населения Беларусь и так вышла за пределы разумного. Поэтому в течение ближайших 5 лет экспорт отечественного алкоголя планируется увеличить, как минимум, вдвое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter