Львам и не снилось

На Венецианском бьеннале в помещении «Новейшего Арсенала» открылся Белорусский павильон...

На Венецианском бьеннале в помещении «Новейшего Арсенала» открылся Белорусский павильон. К этому событию готовились долгих полтора года. Отсчет времени начался с того момента, когда Министерство культуры официально заявило о намерении страны стать полноправным участником этого самого авторитетного международного форума.


От Рембо до Беньямина


Форум в Венеции — единственный в мире, где представлены национальные павильоны. Интересно, что принцип такого представительства, принятый в Венеции за основу проведения выставок, уже много лет критикуют как безнадежно устаревший. Но при этом признают: только тут, на грандиозном арт–форуме, куда собираются художники и критики со всего мира, можно в полный голос и вполне компетентно на языке искусства рассуждать о национальной самоидентификации. Впрочем, нация понимается куратором 54–го бьеннале Биче Куригер как метафора человеческого сообщества.


В теме бьеннале ILLUMI Nationi обыгрываются понятия «свет», «просветление», «просвещение», «нации», любопытные тем, что они вызывают множество ассоциаций — от средневековых иллюминованных манускриптов до Les Illuminations Артюра Рембо и «профанных озарений» Вальтера Беньямина. Биче Куригер предлагает художникам выяснить, являются ли они выразителями специфических особенностей своей культуры или космополитами, в творчестве которых стираются все границы и условности. Именно поэтому заранее всем участникам бьеннале были разосланы пять вопросов: является ли арт–сообщество отдельной нацией? сколько наций сходится в вас самих? где ваш дом? на каком языке будет говорить мир в будущем? если искусство — это государство, то где же его конституция? Ответы были напечатаны в каталоге. Они очень разные, но большинство художников сошлось в едином мнении, что арт–сообщество — это не нация, а огромная и все более расширяющаяся семья, к которой они рады принадлежать.


Тинторетто и современный авангард


Среди самых эффектных моментов, о которых не было известно заранее, — представление в центральном павильоне «Сады Джардини» трех полотен Тинторетто. Это «Обретение тела Святого Марка» и «Сотворение животных» из Галереи академии, и «Тайная вечеря» из собора Сан–Джорджо Маджоре. Участие живописца XVI века в международной выставке современного искусства задает планку всему проекту и заодно напоминает о традициях дерзкого художественного эксперимента, насчитывающих более четырехсот лет. Не случайно президент бьеннале Паоло Баратта заявил, что работы Тинторетто послужат напоминанием ныне живущим мастерам: не потакать склонности идти по проверенному пути.


Тайная вечеря по–белорусски


А в нашем павильоне, концепцию которого разрабатывал известный искусствовед, ректор Белорусской государственной академии искусств Михаил Борозна, представлена пятиметровая работа Артура Клинова «Тайная вечеря». Случайность? Но всякая случайность закономерна. Тематика работы должна была изначально вызывать интерес у итальянского зрителя, тем более Милан, где находится оригинал работы Леонардо да Винчи, расположен всего в нескольких десятках километров от Венеции. Точное тематическое попадание одного из авторов нашей экспозиции вызвало несомненный интерес даже членов международного жюри. Проект «Кодекс» включил в себя и другие работы: графику Юрия Алисевича, скульптуру Константина Костюченко, живопись и перформанс Виктора Петрова, видеопроект Дениса Скворцова. Такое разнообразие жанров помогает визуально сформулировать художественную концепцию павильона.


Наши в «Арсенале»


Успех национального павильона складывался из многих составляющих. Безусловно, спасибо «Приорбанку», который выступил спонсором экспозиции. Важным, конечно, было выбрать и достойное помещение. Те страны, которые не имеют постоянных павильонов в «Садах Джардини» и не приглашены в «Арсенал», ищут для себя место в городских пространствах — в церквах и музеях, частных домах и культурных организациях, литературных институтах и гостиницах. Здесь нет единого заданного критерия. В этом году Республика Гаити, впервые участвующая в бьеннале, на набережной выставила два контейнера с арт–объектами в виде шаманских кукол, и художники, разложив прямо на мостовой пресс–релизы, вполне радушно встречали многочисленных прохожих. Приезжающий в Венецию зритель — не обычный турист, не заходящий дальше собора Сан–Марко и торгового моста Понте–Риалто. Арт–туризм, получивший за последние десятилетия такое огромное развитие, — особенное явление. Подобных зрителей не остановят ни каналы, ни километры ходьбы пешком, чтобы познакомиться с павильонами, разбросанными фактически по всей Венеции и даже соседним островам.


Белорусский павильон находится в «Новейшем Арсенале», в самом центре главных художественных событий бьеннале. Старая судоверфь, построенная в начале 1900–х годов в стиле псевдоромантизма, еще полвека назад была частично передана дирекции бьеннале. Огромные пространства, высокие потолки с деревянными балками, незамаскированный кирпич старых стен, брутальная атмосфера как нельзя лучше подходят для концептуальных проектов самого разного плана — от представления световых инсталляций до построения самостоятельных арт–объектов. Величина пространства определила и архитектурный проект белорусского павильона. Огромные четырехметровые конструкции прокладывают зрителю направление пути по экспозиции, заставляя задерживаться около работ и «прочитывать» их содержание и смысл.


Праздник, который всегда рядом


Венецианский бьеннале часто называют чемпионатом мира по современному искусству. Но если это и правда, то лишь отчасти. Такое впечатление складывается от многочисленных приемов и презентаций выставок, проходящих в первые дни выставки, бесчисленных уличных акций, импровизированных перформансов и продуманных заранее инсталляций на воде. Длинные очереди к павильонам создают ощущение приподнятого настроения и огромного интереса к современному искусству, не всегда понятному обычному зрителю, но, безусловно, интригующему его.


Чтобы посмотреть все выставки, потребуется не меньше недели. Но время для этого есть: бьеннале будет работать до конца ноября. Что–то заденет за живое, а что–то пройдет мимо. Запомнятся, без сомнения, восковые скульптуры швейцарца Урса Фишера, похожие на гигантские свечи, медленно сгорающие в «Арсенале», видеопроект «Часы» американца Кристиана Марклея, которому вручили «Золотого льва» как лучшему художнику. Кстати, «Серебряного льва», как наиболее перспективный молодой художник, получил Харун Мирза из Великобритании за инсталляцию An Infinato, представляющую собой угловатую поролоновую комнату с мерцающим кольцом–нимбом и резкими звуками. А лучшим национальным павильоном был признан немецкий, где презентовался проект недавно умершего художника Кристофа Шлингензифа, основанный на эстетике движения Fluxus в виде храмовой капеллы.


Однако призов на Венецианском бьеннале мало, и поэтому многие участники выставки не ждут наград, а просто показывают свое видение современного мира. Главное — соответствовать формату, и тогда проект будет воспринят и осмыслен международной критикой и многочисленной публикой.


Наталья ШАРАНГОВИЧ, комиссар павильона, директор Музея современного искусства.

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter