Как сложилась жизнь послевоенных Василевичей

«Лунная соната» на улице Школьной

СОБИРАЯ материал в Слонимском районе про очередную сожженную дотла, но потом возродившуюся деревню, поначалу чуть не заплутала «в двух соснах». Местные жители говорят то о Василевичах, которые мне и были нужны, то о Поречье. Оказалось, со двора одного населенного пункта можно увидеть, что происходит во дворе другого. От указателя до указателя несколько метров, и истории, и судьбы этих селений практически схожи. Поэтому и в материале их названия будут переплетаться.


В XVI ВЕКЕ Василевичи упоминаются как село Слонимского уезда Новогрудского воеводства ВКЛ. В 1852 году — имение помещицы Александры Дубошинской, насчитывающее 161 человека. Были здесь корчма и хлебозапасный магазин. В 1863 году в Поречье открыли народное училище. Правда, в учениках числились всего 10 мальчишек, для девочек такое занятие считалось непристойным. Педагоги — священники Александр Горячка, Федор Савицкий… Но преподавали не только Закон Божий, дети осваивали садоводство и пчеловодство. За школой закрепили 4 деревни, и к 20-м годам XX века в ней уже занимались 132 мальчика и даже 9 девочек. В самих Василевичах проживало 287 жителей в 40 дворах. Во время польской оккупации обучение велось на польском языке. Занятия, рассчитанные на юных пастушков, начинали после Покрова и заканчивали на Юрьев день.

«Лунная соната» от преподавателя Елены КОВШ и учениц Анны КОНЯШКИНОЙ и Валерии ХАВТУР. 
В сентябре 1939 года Слонимский район вошел в состав Белоруссии. Изменилось не только административно-территориальное устройство — в деревни пришла другая жизнь. Поречскую школу перевели на белорусский язык, с октября 1940 года Василевичи вошли в состав Поречского сельсовета. Накануне Великой Отечественной войны деревня насчитывала 276 человек и 69 хат. Крепкое и многолюдное село, но для его жителей, как и для всех белорусов, очень скоро начались страшные и долгие испытания…

МАРИЯ Федоровна Сосновская, которой уже нет в живых, после войны вспоминала: немцы пришли в Василевичи перед Колядами. Стали по хатам собирать людей, якобы для проведения собрания. У нее с мужем было 6 детей, младшему 3 года. Выгнали всех на улицу. Малышей взрослые несли на руках, кто-то шел сам. Людей привели под мост и оставили под оцеплением стоять на морозе полдня. Молодых юношей и девушек сразу «отсортировали», отправили в Слонимское гетто, а оттуда в вагонах-телятниках — в Германию. Слышала Мария разговор немцев и полицаев, которые называли мерзнущую толпу бандитами. Все возмущались: дети и бандиты?! Сначала изверги хотели затолкать окоченевших людей в гумно сельчанина Адама и поджечь, но посмотрели, что там хранится неперемолотое зерно и сено, и решили: народ не поместится, нужно добивать иначе. Приказали всем идти на сельское кладбище, разделив на группы по 10 человек. Семья Марии Федоровны попала в три разные группы. Ямы для убитых специально не готовили, подводили к определенному месту и стреляли в затылок старикам, женщинам, детям… Раненая Мария прикрыла своим телом 5-летнего сына Сашу, этим и спасла ему жизнь, выжила и сама. Остальных ее детей убили. На следующий день мужчины из соседних сел стащили все трупы в одну могилу и похоронили, а от деревень остались только печные трубы. В Василевичах расстреляли 296 человек, полностью сожгли 56 дворов.

Улица Школьная.

Сколько моральных и физических сил понадобилось людям, чтобы выстоять в нечеловеческих условиях, поднять с нуля хаты и деревни… О той трагедии в Василевичах напоминают могильные плиты, стела да каменные таблицы с именами невинных жертв. Их можно прочесть, только на возраст погибших смотреть страшно. Дети, дети… Вот так, одним махом уничтожили изверги несколько поколений, словно вырвали заживо из сердца. В 1967 году в центре деревни поставили памятник-обелиск.

Старший научный сотрудник Слонимского районного краеведческого музея Наталья ОЛЕХНОВИЧ, управделами сельисполкома Наталья СОСНОВСКАЯ и заведующая Василевичским ЦНТ Мария ОСТАПОВЕЦ у стелы погибшим сельчанам.
СРАЗУ после освобождения всем уцелевшим в лихолетье мужчинам довели нормы сдачи леса, нужно было отстраивать хаты. На «свое» и «чужое» никто не делил, на делянки шли все. Даже те, кто вернулся с войны больным и искалеченным. Вспоминали сельчане имя ныне покойного ветерана Николая Дмитриевича Харитончика, который даже после тяжелого ранения работал сначала на лесозаготовке, потом колхозным полеводом, мельником, почтальоном.

Сегодня в Василевичах проживают 12 человек, рожденных до конца 1945-го. Ветераны давно ушли из жизни, остался один малолетний узник Сергей Павлович Строк. Всего в агрогородке 415 постоянно проживающих жителей.

О том, что же было дальше, узнаю от заведующей Василевичским центром народного творчества Марии Остаповец, библиотекаря Татьяны Скок, управделами сельисполкома Натальи Сосновской, старшего научного сотрудника Слонимского районного краеведческого музея Натальи Олехнович и местных жителей. 

Долгие годы здешний «очаг культуры» был похож на деревянную хатку. Новое двухэтажное здание, где сейчас располагаются музыкальная школа, библиотека и Дом культуры, открыли в 1993 году. Только объединились они под общим названием — Центр народного творчества. Работают 12 кружков, в которых активно занимаются и взрослые, и дети.

Двое ребятишек Настя Чернявская и Артем Герасимчик играли в холле ЦНТ в настольный теннис. Пока наблюдала за этим, дети похвастались: приходят сюда не только в теннис сыграть, но и обучаться игре на баяне. Говорят, лучшее, что есть в деревне, — свобода и тишина. Трудно оспорить данный факт, а вот про тишину на втором этаже центра народного творчества не скажешь. Из всех кабинетов доносилась музыка. Заглянула в один из них. Преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы Елена Ковш проводила урок с ученицами Анной Коняшкиной и Валерией Хавтур. Они играли «Лунную сонату» Бетховена. Обучение игре на цимбалах проходит в музейной этнографической комнате. Всего в Василевичском филиале музыкальной школы занимаются 54 ученика на 5 отделениях.

Художественный руководитель Василевичского ЦНТ Олег РОГОЗИК с участниками кружка гитаристов «Юные таланты».

Общеобразовательная базовая школа разместилась на соседней улице. Во второй половине дня занятия там не проводятся, если только факультативы. Всего 51 ученик. Рядом детский сад, в двух группах 26 воспитанников.

Каменная плита с фамилиями погибших мирных жителей.
В первой половине ХХ века школа располагалась и в соседней деревне, в 1950 году из начальной ее реформировали в семилетку. В начале 60-х между Поречьем и Василевичами колхоз «Победа» отстроил новое здание, где могли учиться 200 ребятишек. Новоселье состоялось, но до сих пор школа называется Поречской.

Сельсовет изначально тоже был Поречский, размещался в здании старой школы. Его организовали в 1939 году из деревень Поречье, Василевичи, Гоньки, Бабиничи, Задворье, Новоселки и Неростовичи. До 1941 года председателем работала Анна Кароль. Во время Великой Отечественной школу сожгли, исполком тоже.

ВЛАДИМИР Алексеевич Герасимчик показывает свою трудовую книжку, где всего четыре записи. На пожелтевших страницах пометка от 23 марта 1965 года: «Избран председателем Василевичского сельсовета». В декабре 66-го его переводят на должность библиотекаря, откуда в 2003 году уходит на заслуженный отдых. Натренированная память многое хранит в себе:

— Мой отец после войны работал кузнецом, строителем. Участвовал в строительстве школы, коровников… И мама Анастасия Леонтьевна колхозницей была. Родители всю жизнь здесь прожили. Знаю, что местный исполком восстановили в 1944-м, председателем назначили жителя Новоселок бывшего партизана Кучинского. Где-то в 56-м на окраине Поречья отстроили новое здание сельисполкома. Дольше всех, лет тридцать где-то, в руководителях пробыл Василий Подрецкий, которого уже нет в живых. Его сменил Александр Зинченко, сейчас — Михаил Смоглей.

В 1950 году в Василевичском сельсовете началось объединение подсобных хозяйств в сельхозартели в каждой отдельной деревне. В самих Василевичах с 19 сентября того же года появился колхоз имени Кутузова, председатель Филипп Малец. В соседнем Поречье — имени Крупской. Рядом были «Красная звезда», имени Молотова, имени Сталина, имени Якуба Коласа и имени Димитрова.

Через год все хозяйства, кроме «Димитрова», слились в колхоз имени Молотова с центром в Василевичах. В течение восьми лет им руководили Николай Сорокин, Александр Солоницын и Иосиф Родкович. В 1957 году изменили название на «Победу», а через два года присоединили и «димитровцев». Колхоз возглавил бывший партизан Константин Важейко, пробывший на своем посту 16 лет.

Поречская базовая школа.

Но процесс реорганизации на этом не закончился. В документах зонального госархива Новогрудка значится: «В феврале 1976 года в «Победу» включили деревни Рязановщина и Воробьевичи из отстающего «Путь к коммунизму» и земли Слонимской птицефабрики». Бразды правления на 26 лет перешли к Александру Рахунку. Местные жители до сих пор вспоминают этого председателя.

Владимир Алексеевич ГЕРАСИМЧИК.
Галина Герасимчик в «Победу» пришла в 1980 году и работает в хозяйстве до сих пор:

— В свое время мне пришлось быть и кадровиком, и секретарем у Александра Алексеевича. Хозяйство считалось одним из самых богатых, на счету было не менее 4 миллионов. Покупали сельхозтехнику, даже импортную, строили животноводческие фермы, открыли цех по переработке мяса. Оборудование для него везли самолетом из Сибири. Все, что есть в Василевичах — Дом культуры, контора, детсад, ФАП, новые жилые дома, — все было построено при Рахунке. Провели в дома колхозников газ, установили телефоны. В «Победе» выращивали лен, держали большое поголовье крупного рогатого скота и свиней. Мясо продавали даже в Россию. Председатель планировал запустить линию по розливу молока, производству казеина. В Слониме открыли магазин, где торговали копченостями, вареной колбасой… Александр Алексеевич с тяжелым сердцем оставлял должность. К сожалению, он умер в молодом возрасте.

СТАТУС агрогородка Василевичи получили в 2007 году. На тот момент здесь размещались базовая школа, детсад, врачебная амбулатория, общественная баня, СДК, библиотека, почта и магазин. Сейчас нет только бани, закрыли 1 октября 2018 года, людей подвозят в соседнюю деревню. Зато в амбулатории работает зубной кабинет. Частных магазинов нет, только райпо.

Удивило, что нет привычных названий улиц типа Советской, Комсомольской, Коммунистической. Зато есть Мирная, Молодежная, Садовая, Полевая, Центральная, Приречная и Школьная. 

На мой взгляд, не хватает только Победной.

СПРАВКА «СГ»

За годы оккупации в Слонимском районе гитлеровцы расстреляли и замучили 44 тысячи мирных жителей, сожгли 31 село. Деревни Окуниново (305 человек, 111 дворов), Боровики (123, 40), Низы (268, 56), Павловичи (226, 34) и Серки (87, 28) каратели уничтожили вместе с населением.

chasovitina@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter