Лунинецкие узелки

Из полесского блокнота
Из полесского блокнота

Вагоны утреннего дизеля, следующего от Барановичей до Лунинца, переполнены. Осень, сезон сбора ягод... Пассажиры с ведрами и рюкзаками, обутые в огромные резиновые сапоги, оживленно обсуждающие урожай клюквы и «ягодные» болота, — часть жизни осеннего Полесья. Обратно мы тоже будем возвращаться вместе: они — с ягодами, я — с исписанным блокнотом и множеством впечатлений, полученных в Лунинце, небольшом уютном районном центре Брестчины...

Газ — не роскошь

Чем живут сегодня в таких вот малых городах? Отличаются ли здешние проблемы от тех, которые тревожат жителей больших городов? Первым делом от вокзала отправилась я в переулок... Минский. Да–да, есть такой в Лунинце, застроенный частными домиками. Прошлась и по соседним улицам — Фабричной и 8 Марта. Те, кто здесь прописан, с недавних пор получили статус членов кооператива индивидуальной застройки (КИЗ). Попросту говоря, скоро в их дома придет долгожданный природный газ. В Лунинце, кстати, уже газифицировано 90 процентов улиц, только в этом году проложено 40 километров газопровода.

Впрочем, как в любом большом деле, без проблем и здесь не обходится. Возьмем, к примеру, улицу Фабричную. В 2005 году ее благоустроили, хорошо заасфальтировали. Но не знали тогда местные жители, что радость вскоре обернется головной болью. Каждое вскрытие асфальта для прокладки газопровода стало фактически неразрешимой проблемой. Пенсионер Василий Степанович Сыцевич, живущий в доме № 7, в ответ на мои вопросы разводит руками:

— Говорят, вскрывать тротуарную дорожку нельзя: мол, не для того ее делали. По огороду вести газ тоже нельзя, контроль, мол, не тот. А только и можно, что делать «прокол» под проезжей частью.

«Прокол» — дело хорошее! Целостность дорожного покрытия не нарушается, вид улицы не портится. Вот только дорог он запредельно. Сыцевичу насчитали 15 миллионов рублей!

Юрий Мощук, заместитель генерального директора «Брестоблгаза», объяснил мне, откуда могли взяться эти миллионы:

— В стоимость проектно–изыскательских работ входит стоимость геодезической съемки, геологических изысканий, определение уровня залегания грунтовых вод. В каждом конкретном случае цена формируется по–разному. Если «ввод» делается от существующего газопровода, то можно уложиться в 700 — 800 тысяч рублей. 1 километр уличного газопровода обойдется уже в 5 — 6 миллионов рублей...

Впрочем, Юрий Владимирович пообещал после нашего разговора перезвонить в Лунинец и разобраться с конкретной проблемой Василия Степановича Сыцевича. Тем более, как оказалось, удешевление работ по проводке газа полностью зависит от местной власти. Стоит только исполкому дать разрешение на вскрытие асфальта, и работы обойдутся на порядок дешевле.

Заместитель председателя Лунинецкого райисполкома Александр Тельпук заверил меня: такое разрешение Сыцевич получит. Вот только кто вернет уже оплаченные 6 миллионов рублей жительнице дома № 21 по улице Фабричной Елене Дегтяревой? Она ведь тянула 150 метров газопровода по огородам соседей именно потому, что не получила от исполкома такого разрешения...

Так что для некоторых жителей Лунинца газ все еще роскошь, несмотря на полагающиеся на его проведение льготные кредиты и 30–процентную дотацию из бюджета...

Терапевтический сеанс

Спросите, что обсуждают жители Лунинца чаще и охотнее всего в течение последних 17 лет? Строительство районной больницы!

Нет, вообще–то больница в городе есть. Но маленькая и старенькая. Основные ее корпуса выросли в 60–х годах прошлого века и рассчитаны всего на 110 коек. Город рос, а больница оставалась все той же. Сейчас на скромной площади размещены 290 коек — переполнение почти троекратное! А отделение неврологии, например, находится в здании 1901 года постройки.

Когда в 1990–м недалеко от нынешней больницы на одном из пустырей появились строители, город вздохнул с облегчением — больница будет, и какая! С физкультурным залом и бассейном, просторными операционными, хорошо оборудованными родильными залами и неврологическим отделением... Впрочем, никто тогда не мог предположить, что строительство ее затянется на три долгих пятилетки!

Корпуса тогда возвели быстро. Так же оперативно их законсервировали. О недостроенной больнице вспомнили всего лишь пару лет назад, решено было пересмотреть проект и все–таки стройку завершить. Но проектные работы затянулись. Лунинчане почти потеряли веру в то, что корпуса новой больницы когда–нибудь оживут...

Об истории долгостроя мне рассказал главврач Лунинецкой райбольницы Николай Кочик, одновременно порадовавший меня тем, что вот уже неделю как в новой больнице начались работы. Пока строители ломают старые перегородки. В дальнейшем будут менять окна на стеклопакеты, монтировать систему отопления.

Николай Петрович настроен оптимистично: «Будет отопление — сможем работать и зимой. Деньги на все это выделены — до конца года необходимо освоить 660 миллионов».

А жители Лунинца уже другую новость обсуждают: в городе началась разборка еще одного долгостроя, так и не законченного в свое время Дома культуры. Дай Бог, больницу его участь минует... Тем более что все основное оборудование для медучреждения уже закуплено — современное, точное. Было бы где его установить!

Быть или не быть?

Кроме больницы и Дома культуры, в Лунинце есть и еще одна набившая оскомину стройка: законсервированные цехи знаменитого в свое время на весь Советский Союз завода «Полесьеэлектромаш». Махины корпусов видны издалека, смущают своим видом население близлежащих улиц не один год.

Не так давно завод, стоявший на грани разорения, присоединили к государственному объединению «Белвтормет». Завод, являющийся, кстати, и градообразующим предприятием Лунинца, начал постепенно оживать и наращивать объемы производства. Но город опять бурлит и полнится слухами:

— На «Полесьеэлектромаше» грядет сокращение, уволят 300 человек!

— Правда ли? — спрашиваю нового директора Александра Козловского. Тот от комментария воздержался. Зато не скрывал планов генеральный директор государственного объединения «Белвтормет» Анатолий Богданов: «Никто никого на заводе не сокращал и сокращать не будет. Просто трудовые ресурсы нужно перераспределять».

«Полесьеэлектромаш» работает с 1975 года. Оборудование старое, многим агрегатам три десятка лет. Станок — не человек, для него 30 лет — возраст преклонный. Да и продукция, которой в свое время завод мог гордиться — различные электродвигатели, — морально устарела. На всех рынках обходят лунинецких электромашевцев китайские производители — их двигатели ненамного лучше, но значительно дешевле.

С момента присоединения завода к объединению (с июля 2006 года) «Белвтормет» оказал лунинецкому заводу внушительную финансовую помощь — более 7 миллиардов рублей! Но ведь дело не только во вложенных средствах... Мало ли можно привести примеров, когда грандиозные вложения обратились в прах? К счастью, «Полесьеэлектромаш» потихоньку выкарабкивается. В этом году, например, по итогам 8 месяцев завод продемонстрировал 251–процентный рост объемов выпуска товарной продукции.

Хотя Анатолий Богданов уверен, что и это не главное: «Мы помогаем предприятию, чем можем. Но надо, чтобы и сами заводчане чего–то хотели и к чему–то стремились. Должны же и они искать пути выхода из кризиса, а не думать только о сегодняшнем дне!»

Гендиректор «Белвтормета» приводит вопиющие, на мой взгляд, факты. Например, на заводе с 1,3 тысячи работников до недавнего времени числилось... 35 кладовщиц! Зачем? Этот вопрос был задан и руководством «Белвтормета». Многим пришлось с теплыми местами распрощаться. Не от этого ли и слухи по городу поползли?

Вообще же востребованным специалистам работы на «Полесьеэлектромаше» всегда хватит. Набирает обороты чугунно–литейный цех, переплавляющий лом и металлоотходы. Через несколько лет можно вплотную подойти и к новым разработкам, а затем и достроить, оживить законсервированные корпуса цехов.

Директор предприятия Александр Козловский в разговоре со мной сетовал, что на заводе сейчас настоящий кадровый голод. Рабочих рук хватает, зато в дефиците высококвалифицированные специалисты и прежде всего инженеры — пока они не появятся, говорить о новых разработках рано.

На снимке: Василий Сыцевич: «Этот тротуар на улице Фабричной ломать не разрешали».

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter