Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным и отреагировал на домыслы

Глава государства сегодня на совещании по вопросу белорусско-российского сотрудничества в военной сфере рассказал о некоторых подробностях своих переговоров с Президентом России Владимиром Путиным, состоявшихся на прошлой неделе:


– После переговоров в Сочи и тех вопросов, которые были подняты на этих переговорах с Президентом России, мы договорились, что ряд вопросов мы обсудим на уровне руководителей Правительства и силового блока. Прежде всего – министра обороны и Госсекретаря. Мы определили эти вопросы. Очень много писали об этой встрече. К сожалению, процентов 70 – это полная брехня и выдумки, – отметил Александр Лукашенко. – Я даже не собираюсь сейчас перечислять все вопросы, которые были обсуждены. Их десятки были. Очень многие вопросы. Притом подвергнуты ревизии и обсуждению буквально все вопросы белорусско-российских отношений.

На встрече с Президентом России, по словам белорусского лидера, в частности, обсуждалось взаимодействие в формате Союзного государства, вопросы кооперации, военного и военно-технического сотрудничества, реализации совместных проектов, противостояние различным вызовам, в том числе внешним. При этом, например, тема предоставления Беларуси российского кредита не обсуждалась, и ее изначально не было в повестке дня. Равным образом не поднимался вопрос так называемого трансфера власти, о чем писали некоторые ресурсы.

Об интеграции Беларуси и России

Президент подчеркнул, что контекст этих переговоров был ограничен рамками Союзного государства:

– Изначально – как создавалось Союзное государство, о чем договаривались, на каком уровне находимся сейчас и на что способны выйти.

Глава государства также ответил на некоторые выдумки и вранье в различных источниках. Отметил, что «белорусы живут в своей квартире», хотя она и небольшая по сравнению с огромной Россией:

– И мы суверенное и независимое государство. Сегодня мир изменился настолько, что разговоры о том, что Беларусь должна войти в состав России, или Россия должна войти в состав Беларуси, или мы вообще как-то должны слиться, создав единые органы управления… Мир настолько изменился, что просто было бы глупо даже работать в этом направлении. А во-вторых, это абсолютно не нужно. Потому что, существуя как суверенное независимое государство, мы можем выстроить такую систему отношений, что эта система будет мощнее, нежели в самой Российской Федерации взаимоотношения отдельных территорий.

У Беларуси и России, констатировал Александр Лукашенко, практически одинаковый уровень развития по различным направлениям. И если страны захотят, то смогут выстроить такую систему взаимоотношений:

– Мы очень многое сделали для этого. Мы просто об этом не говорим. Ведь у нас люди имеют равные возможности. Как бы ни было сложно, субъекты хозяйствования понимают на переговорах друг друга, многого достигли.

О новом кредите, запуске АЭС и строительстве азотного комбината


Глава государства на совещании также опроверг фейки о том, что на встрече с Владимиром Путиным поднималась тема открытия новых кредитных линий:

– Много сейчас писали и вякали по поводу кредитов. Ни о каких кредитах даже речи не было. И в материалах у меня не было даже темы этой. Никто не просил дополнительных кредитов. Нам это не нужно.

Александр Лукашенко при этом пояснил, откуда, по его мнению, взялись соответствующие домыслы:

– Когда мы задумали строить атомную станцию, я тогда у руководства России просил кредит. Естественная практика. Если Россия в Египте, Турции или где-то в Венгрии что-то достраивает, в Китае строит, то они дают кредит под эту станцию, потом этот кредит возвращается. Точно так и у нас. Во Вьетнаме они по этой схеме строили и строят атомные станции. И тогда я так по-дружески Путину говорю: слушай, если я сэкономлю, то вы этот кредит оставьте в Беларуси на другие нужды. Ну допустим, на военные.

Глава государства уточнил: сэкономить удалось за счет того, что на строительстве АЭС работали белорусские рабочие, а также благодаря логистике. Заключил:

– Вот откуда пошла эта тема. Но мы ее не обсуждали. Я помню обещания Президента России. Я, единственное, сказал: если это не напряг для экономики России, мы будем использовать остаток этого кредита. В том числе и на военные нужды. Может быть, и на закупку самолетов и более современной техники. Отторжения не было. Все! 

Он также рассказал, что предложил через Владимира Путина «Газпрому» провести переговоры с нашей страной о строительстве нового азотного комбината:  

– Если не будет интереса – мы будем сами строить комбинат. Он нам нужен, спрос на азотные удобрения в мире очень приличный: будем создавать и комплексные, и смешанные удобрения. Нам нужен азот.

 О сотрудничестве в оборонной сфере

Президент особо подчеркнул, что в вопросах обороны страны будут работать в рамках совместной союзной группировки и совместной противовоздушной обороны:

– Это святое, для современной войны –  если не дай Бог – это главное.

Александр Лукашенко обратил внимание на то, что российская армия – одна из самых сильных в мире, обладающая самым современным вооружением, поэтому совместная работа должна быть выстроена так, «чтобы наши ребята могли научиться самым передовым методикам ведения войны, обороны и так далее». Сотрудничество с Россией следует развивать по всем направлениям: от бронетехники до самолетов.  

– Вот это направление Президентом (Владимиром Путиным. – Прим. ред.) было с воодушевлением поддержано, – добавил Глава государства.

К слову, Россия готова оказать содействие и в создании подразделения морской пехоты, если нам это нужно.  

– Но надо нам или не надо морпехи – сами решите и доложите. Если будет сотня-другая ребят, которые умеют воевать на берегу и на море, тоже будет неплохо. В этом направлении мы будем действовать, – обратился белорусский лидер к участникам совещания.

О политике и «расследованиях»

Глава государства прокомментировал события, которые происходят в политической жизни Беларуси и России:

– Нас качали, их качают. Мы понимаем, что от нас никто не отстанет… Мы понимаем, что нас будут пробовать уже не на зуб, а на все зубы. Мы, конечно, обсудили ситуацию общественно-политическую.


По словам Александра Лукашенко, они обменялись с Владимиром Путиным закрытой информацией и различными секретными документами, в том числе теми, которые получают от КГБ Беларуси и ГРУ России.

– Откровенно и меня познакомил Президент со многими материалами. В частности, сейчас наши беглые, как я заметил из материалов, да и наши разведчики это видят, нашли «дворец Путина», сейчас пытаются найти «дворец Лукашенко». Вот это у них сейчас самое главное – вбросить в медийное пространство больше пакости для того, чтобы в костер подбрасывать дровишки хотя бы до апреля.

Президент прокомментировал, с какой целью это делается:

– Им надо завести народ в Беларуси, расшевелить, чтобы, как они говорят, цитирую: «не спала волна активности». Поэтому они будут вбрасывать любые фейки. Мы к этому готовы. По крайней мере я. Пускай ищут, пускай показывают... Ну а мы потом возьмем за руку некоторых их «протестунов» и покажем, они уже там дроны поднимают… Слушайте. Если вы хотите что-то узнать – вы обратитесь ко мне, мы вам покажем любое помещение.

По словам белорусского лидера, уже «снимают частные какие-то дома и делают фильм как по Путину, чтобы это приписать Лукашенко»:

– Это не получится. Еще раз хочу сказать: Лукашенко за четверть века ничего у государства не украл. И никаких дворцов. В Александрии у меня «дворец» 7 на 8 метров, где мы с матерью жили. Милости просим, он открыт для того, чтобы посмотрели, где жил первый Президент Беларуси.

О кооперации

По словам Александра Лукашенко, на встрече с Владимиром Путиным был подвергнут анализу вопрос кооперации двух стран. Говоря о ней, Президент, в частности, вспомнил о гражданском авиационном заводе, который был вынесен из Минска. Напомнил, что на саммите ЕАЭС российской стороной поднималась тема возможной кооперации в авиационной отрасли с учетом того, что в России создан среднемагистральный лайнер. Речь, например, может идти о том, чтобы некоторые части, комплектующие, обслуживание передать партнерам по ЕАЭС.

– Я в Сочи, продолжая этот разговор, поблагодарив, сказал ему об этом, что мы такой завод перенесли из центра Минска, построили. И мы готовы не только обслуживать эти самолеты, которые производятся в России, но и производить некоторые узлы и комплектующие. То есть осуществлять более тесную кооперацию. Нам это выгодно, – отметил Президент.

Высказался Глава государства и о сотрудничестве в рамках ВПК. В качестве примера привел предприятие "Интеграл", а также ремонтные заводы:

– Эти наши заводы там востребованы. Давайте, говорю, кооперироваться. Президент России сказал, что это им очень интересно. Поэтому в этом направлении и Правительству, и госсекретариату, Минобороны надо более активно себя вести.

О трансфере власти

Еще одна тема, которая очень беспокоит противников власти – трансфер власти. Александр Лукашенко высказался категорично:

– Никакого трансфера быть в Беларуси не может. Я уже сказал: никакие дети, никакие внуки и правнуки не могут после Президента Лукашенко претендовать на эту должность. Все будет по Конституции и закону. Конституцию мы примем, как я говорил, в январе-феврале будущего года – вот и весь трансфер власти.  

Глава государства подчеркнул: «это исключительно дело Беларуси: как мы тут будем устраивать внутренне свою страну  – это наше дело». При этом вопросы внешней политики будут координироваться совместно, как и сейчас. По мнению Президента, сотрудничество оборонных и внешнеполитических ведомств Беларуси и России является образцовым:

– Здесь самое тесное сотрудничество – полное взаимопонимание.

О противостоянии санкциям

Отдельно Глава государства коснулся темы санкций. Озвучил позицию: нужно выстраивать такие отношения, чтобы по их поводу не бояться и не дергаться.

– Вчера ввели санкции против России, позавчера – против Беларуси, – отметил он. – И уже гвалт какой-то. Слушайте, 150 миллионов человек на такой территории мы не можем накормить? Запросто! В этом ключе по всем отраслям мы подвергали анализу ситуацию. И приходили к тому, что нам надо начинать это делать. Нам надо просто спланировать, как это делают китайцы, японцы. Насколько это возможно, спланировать наши дальнейшие действия в экономике.



О договоренностях в рамках Союзного государства

Александр Лукашенко добавил, что Беларусь и Россия будут координировать оборонную политику на злобу дня, внешнюю политику, поскольку есть единая цель:

– Мы полны решимости – это было наше общее мнение – создать такое объединение Беларуси и России в Союзном государстве, что комар носа не подточит. Никто нас не упрекнет, что кто-то посягнул на чью-то независимость, на суверенитет. Все будет красиво и достойно.

Он уточнил, что в ходе встречи в Сочи отдельно обсудил со своим коллегой налоговые системы Беларуси и России. Президенты договорились, что стороны еще раз вернутся к этому вопросу уже на уровне переговоров специалистов. По его словам, Владимир Путин предложил помощь Премьер-министра России Михаила Мишустина в этом вопросе, подключить также Правительства двух стран, налоговые органы и детально изучить предложения российской стороны.

– Я согласился. Новации российские посмотрим, если они на пользу Беларуси – мы это примем. Более того, пару десятков дорожных карт, направлений сотрудничества вообще не вызывает сомнений и противоречий. Мы их хоть завтра можем принимать и подписывать. По 6–7 направлениям есть какие-то нюансы, будем дорабатывать.

Принципиальный момент, на который белорусский лидер обратил внимание, таков:

– Главное – чтобы это было прозрачно и для Беларуси, и для России. Чтобы не было здесь каких-то недомолвок, чтобы не вызывало каких-то подозрений.

О многовекторности

Президент заметил, что противники много критикуют его за политику многовекторности, которую проводит наша страна:

– И я уже вижу – в России сейчас даже некоторые депутаты Госдумы начинают посмеиваться по поводу нашей многовекторности. Они-то и не знают, в чем суть многовекторной внешней политики белорусского государства. Мы об этом говорили и еще раз повторяю: наша многовекторность обусловлена прежде всего нашей экономической политикой. Если Российская Федерация сегодня готова весь экспорт потребить – ну так и вектор будет в том направлении.

Однако наша страна вынуждена сегодня и машиностроительную продукцию, и продовольствие, и нефтехимию продавать на внешних рынках в третьих странах. Поэтому наши поставки в разные страны – это и есть разные векторы.

– И мы должны обеспечивать это дипломатически и политически, – добавил Александр Лукашенко. – Дальше все очень просто. У нас есть соседи, они от Бога, их не выбирают, и это обусловливает политический наш вектор.

При этом с западными странами и США сотрудничают все государства, пользуются западными кредитами.

– Но при этом мы говорим, что Россия – это незыблемо, это основное направление, по которому мы готовы двигаться, – констатировал Глава государства. – Я очень рад, что руководство России понимает нас в этом плане. Это не значит, что мы куда-то отходим. Наоборот, все наши переговоры были основаны на платформе создания единой системы по всем направлениям, чтобы это было еще теснее, чем сотрудничество округов и республик в самой Российской Федерации.

О суверенитете

– У нас есть твердое понимание, что это наше общее Отечество – от Бреста до Владивостока, где сегодня существуют два независимых государства. Еще раз хочу подчеркнуть: как бы ни складывалась ситуация в Беларуси, я, как первый Президент Беларуси, больше, чем кто-либо из наших граждан, заинтересован в сохранении суверенитета нашего государства.  В противном случае можно перечеркнуть все четверть века, которые мне пришлось работать Президентом, – резюмировал Александр Лукашенко.

О недопонимании

Говоря о том, что между Беларусью и Россией все еще остается определенное недопонимание, Александр Лукашенко рассказал об истории, когда в России недавно подскочили цены на сахар. По его словам, Владимир Путин очень жестко отреагировал на эту тему, упрекнув Союз сахаропроизводителей России.

– Они, оказывается, в 2020 и 2019 годах убеждали Президента, что белорусы заполонили своим сахаром Россию. Хотя это вообще невозможно, – подчеркнул Глава белорусского государства.

Более того, Владимира Путина убеждали и в том, что белорусские производители завозят сахарный тростник, перерабатывают его и поставляют произведенную продукцию на внутренний рынок, а в Россию экспортируют свой свекловичный сахар, добавил Александр Лукашенко.

– Это невозможно потому, что у нас производство перестроено полностью и модернизировано под переработку свеклы. Мы уже, наверное, лет 15, а может и больше, не завозим тростник для переработки. У нас жесткая в этом плане договоренность. Но видите, как поступают товаропроизводители Российской Федерации, – отметил белорусский лидер. – И молодец Путин – он жестко их отбрил. Говорит: как же так, вы же меня убеждали, что белорусы вам мешают, что тростниковый едят там сахар, свекловичный завозят. А на самом деле это не так. То есть и в России есть определенные… Уже не силы, это конкуренция. Заводят в тупик целые отрасли России, ссылаясь на то, что мы якобы мешаем. Мы никому не мешаем.

О закупке нового вооружения

На встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина также обсуждались вопросы оборонной тематики:

– Мы же видим, что происходит. И вы мне доложили, и я до этого знал, насколько обнаглели буквально пару недель тому назад самолеты НАТО. Они уже прямо на границу нашу вылетали. И что мы вынуждены были сделать? Мы подняли Су-30, самолет новый, и навстречу подлетели им. Смылись за сотню километров. Это говорит о том, что нас будут постоянно дергать, а мы должны отвечать.

Глава государства напомнил о том, что у стран во время проведения чемпионата мира по хоккею 2014 года был опыт, когда российские и белорусские самолеты несли в воздушном пространстве нашей страны совместное дежурство. Его, считает Президент, можно использовать и в дальнейшем.

– Но на этих самолетах, как тогда, должны летать россияне и белорусы, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Вместе. А баз достаточно. Их не надо создавать. Зачем деньги зря тратить? Лучше купить или построить новые самолеты для этого. Я должен сказать, что отторжения у Президента России я не нашел. Конечно, если они смогут базироваться на наших базах и наши ребята смогут летать вместе с россиянами, естественно, тогда надо просить и вооружение к этим самолетам. Притом самое современное оружие должно быть. Мы не ведем речь о ядерных боеголовках. Нет! Мы ведем речь об обычном оружии. Вот эта тематика, этот блок, наверное, был самым обширным в наших переговорах. 




Фото: БЕЛТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter