Не чужая беда

Лукашенко не просто держит в поле зрения ситуацию в Казахстане, но и активно проводит переговоры с партнерами по ­ОДКБ

Казахстан — в центре внимания мировой общественности. Глава белорусского государства не просто держит в поле зрения ситуацию в этой стране, но и активно проводит переговоры с партнерами по ­ОДКБ.

Тем более что слишком уж очевидны параллели с тем, что происходило в Беларуси в августе 2020-го. Сегодня в казахстанском трагическом примере отражается вся глубина пропасти, на краю которой стояла наша страна. Тему кризиса в дружественном государстве Александр Лукашенко затрагивал в последние дни неоднократно: на совещании по вопросам реализации исторической политики 6 января и на следующий день, во время посещения храма Преподобных Оптинских старцев в Рождество.


Не бить по хвостам, а предугадывать угрозы

Собственно, упомянутое совещание Глава государства и начал с казахстанской проблематики. Беларусь, познав на себе многие тяжести ситуации, которая разворачивается сейчас у нашего союзника, не может смотреть на это с безразличием. Президент подчеркнул:

— Пользуясь случаем, традиционно, когда возникает необходимость, несколько слов о последних событиях, которые так или иначе связаны с нашей страной. Я о событиях в Казахстане. Наши журналисты молодцы. Вообще, часто мы их хвалим в последнее время. Но они детально разобрали ситуацию. Я наблюдал по всем каналам. Спасибо нашим политологам, общественным деятелям, лекторам.

Александр Лукашенко напомнил:
— Я вас всех предупреждал в деталях о том, что будет. Вот оно и происходит. Но это еще даже не середина. Что нас ждет, мы во многом не знаем, но должны быть готовы ко всему. Вот такая парадоксальная ситуация: должны быть готовы ко всему, к чему — сами порой не понимаем, не знаем.
Поэтому, считает Президент, нужно держать нос по ветру и чувствовать ситуацию:

— И 2020 год, август 2020-го, нас многому научил: не бить по хвостам и предугадывать то, что может случиться.


Решение принимали коллегиально

Президент рассказал о ночных разговорах накануне с коллегами из стран ­ОДКБ по ситуации в Казахстане и решении ввести в эту страну миротворческие силы. В частности, Глава государства сообщил, что лидеров стран больше волнует то, что произошедшее было спланировано заранее:

— Вчера всю ночь шли консультации, в этом плане отслеживали ситуацию с Путиным в Казахстане, вели разговоры по нескольку раз.

По словам Александра Лукашенко, очень беспокоила обстановка в Алматы:

— Там все, что можно было спалить, спалили. Захватили аэропорт. Притом целенаправленно. И в Алматы, и в Нур-Султане была попытка захватить аэропорт. Целенаправленно. Потому что понимали, что туда будут переброшены вооруженные силы, прежде всего России и стран ­ОДКБ. То есть надо было взять под контроль, чтобы нельзя было приземлиться там. Благо, что под Алматы, в 40 километрах, есть военный еще аэродром, который был всегда под контролем военных. Аэропорт в Нур-Султане захватить не удалось на момент моего разговора с Токаевым.

При этом белорусский лидер отметил, что во главе повстанцев стояли, как и в 2020 году в Беларуси, «урки, бывшие осужденные, обиженные и прочие». Александр Лукашенко также напомнил и о прежних событиях в Кыргызстане:
— Не надо забывать все, что происходило у моего друга Бакиева на родине и с ним тоже. Там уже профессиональные солдаты «революции» есть, не одна тысяча… Вот они сидят до определенного момента. Затем их задействуют. И из Афганистана подпирают, и из других стран. И вот они собрались.
Глава государства обратил особое внимание на четкую скоординированность происходящих в Казахстане событий:

— Самое главное — все было скоординировано и спланировано во многих городах. А расстояние — тысячи километров. Казахстан больше по территории, чем, наверное, вся Европа. Или Западная Европа — это точно. И расстояния там, конечно, бешеные. И морозы, и прочее. Но тем не менее все синхронно произошло. Спланировано было. Вмешательство извне, естественно. В плане координации.

По словам Александра Лукашенко, информация о том, что ­ОДКБ окажет Казахстану поддержку, имела эффект:

— На сегодняшнее утро (6 января. — Прим. ред.) видим: они даже не подошли к резиденции. Уже сообщение было о том, что силы ­ОДКБ окажут поддержку.


Диалог шел всю ночь

Александр Лукашенко рассказал, что лидеры стран — членов ­ОДКБ подробно обсуждали произошедшее:

— Мы договорились — всю ночь вели диалог — главы государств ­ОДКБ. Потому что консенсус должен быть при принятии решения. Ночью приняли. Резервы создадим. Если нужно будет перебросить, значит, перебросим. И всю ночь шла подготовка миротворческих этих сил — войск ­ОДКБ, которые для этого и предназначены. Приняли решение, что мы перебрасываем туда войска.

Александр Лукашенко также рассказал, что попросил Президента России Владимира Путина, чтобы он предоставил самолеты для этого:

— Нужно нашу технику перебросить и прочее. Ну и договорились, что мы должны миротворческой миссией заниматься и помогать людям. Поэтому идет переброска сейчас войск туда, эшелонами из Москвы. И наши ребята будут из Минска вылетать. Наша рота миротворческая, та, что и должна работать в таких условиях. Тренировок было достаточно, учений.

Президент особо подчеркнул, что ситуация, которая развивается в Казахстане, играет на руку отдельным геополитическим силам:
— Мы понимаем прекрасно, что Казахстан отдать нельзя. Даже наши журналисты прямо сказали: ну нельзя его отдать, и всё! Потому что это будет такой подарок… Ну как Украина для Америки, ­НАТО. Так и там. Поэтому я хочу, чтобы вы поняли правильно, почему принято решение о вводе миротворческих сил.

Тайные пружины

Президент также прокомментировал реакцию ряда представителей оппозиции на решение поддержать направление миротворческих сил ­ОДКБ в Казахстан, а также подчеркнул различия в подходах «бандитских СМИ» в случае с событиями в Казахстане и Беларуси:

— Ну и наши эти, «пилсудчина». Но, заметьте, средства массовой информации работают — вот эти, бандитские, — не так, как против Беларуси. Так тихонько, спокойно, а сейчас практически сникли. Почему? Потому что управляются спецслужбами. А спецслужбы на службе вот этих крупных корпораций, которые сидят на газе, нефти в Казахстане.

Говоря о переброске в Казахстан миротворческих сил ­ОДКБ и участии в этом Беларуси, Александр Лукашенко обратил внимание на то, что и «наши «оппы» разразились гвалтом»:

— Референдум же, им надо за что-то зацепиться, чтобы лягнуть Президента. Потому что мне же принимать решение пришлось.

Глава государства также напомнил, что Беларусь как член ­ОДКБ обязана действовать согласно уставу организации:

— Но встает вопрос. Ну хорошо, они (оппозиция. — Прим. ред.) предлагают в ­НАТО вступить. А если бы мы были в ­НАТО? Сколько погибло поляков, члены ­НАТО, в Афганистане, Сирии и так далее? Десятки. Тишина. Почему не осуждают? Поэтому если в союзе, то союзом придется и действовать, особенно в это горячее время. Когда они начинают выть, наши беглые эти, оттуда, ясно — они отрабатывают деньги. Но встает вопрос: почему не выли, когда 30 тысяч военных были переброшены к границе Беларуси и Польши?

Александр Лукашенко уверен, что на белорусско-польской границе хотели устроить провокацию:

— Они массированно обрабатывали население, в мире в том числе, что я использую беглых как оружие там и так далее, не жалею, варвар… Нам просто повезло, что этот парень (польский военнослужащий Эмиль Чечко. — Прим. ред.) сбежал, и мы показывали, что происходило на самом деле. Там очень много они перебили этих беглых в лесу. Там если сейчас расследовать… Они же замяли этот вопрос, не хотят вообще его поднимать.

Президент напомнил, что поляки хотели устроить конфликт на границе:

— И апогеем стало вот это нарушение государственной границы, когда поливали и светошумовые гранаты бросали. Это было прямое нарушение. Нам надо было реагировать. По нашему закону мы должны были ответить огнем.

На что они рассчитывали? Сейчас это уже понятно: что я подниму вертолеты и нанесу удар. Я по закону имел право на это, но я понимал, что провокация самая настоящая. Я этого не сделал — провокация не удалась.
Но это так, отвлекаясь от основной темы, чтобы вы понимали, как эта мерзкая каша спецслужбами закручивается.

Мир — наивысшая ценность

Александр Лукашенко от имени белорусов обратился к участникам событий в Казахстане:

— Ну их бандитами кто-то называет, разные там люди, к этим протестующим. Я бы им просто сказал: пошумели-покричали — и хватит. Хватит! Надо договариваться, пока далеко не зашли. С этим Президентом — Токаевым — можно договориться. Это нормальный человек, дипломат, с которым можно договориться. Очень умный, образованный человек.

Александр Лукашенко подчеркнул:
— Казахстанцы должны понимать, что это их страна и другой страны у них не будет. Перевернуть страну — дорого потом ее будет восстанавливать. И там противоречия между кланами, группами дай бог какие, еще надо будет договориться.
Поэтому надо, по-народному говоря, пойти, стать на колени, извиниться перед военными, чтобы сгладить трещину, которая наметилась, и садиться с властью, с Токаевым (он приглашает всех, кто желает), для переговоров и выстраивания своего государства.

Президент также добавил, что для белорусов события в Казахстане — это урок:

— В том плане, что мы теперь поняли, что могло бы быть с нами. И дело даже не в том, что мы мирные белорусы. Дело не в этом. Не белорусы бы решали вопросы в Беларуси.

Им нужно утопить в крови Россию

Тему казахстанского кризиса Александр Лукашенко затронул и в минском храме на Рождество. Хотя глобально, увы, говорить о победе добра над злом пока не приходится. Вокруг нас произошло то, о чем много раз говорил и предупреждал белорусский лидер. Жаль, что не все прислушиваются к этим предостережениям. В связи с этим Александр Лукашенко еще раз вернулся к ситуации в дружественной стране:

— Мы очень беспокоимся за то, что происходит у одного из наших главных союзников. Бедствует народ. Казахстан вспыхнул, полыхают крупные города…

Конечно, Беларусь не может безучастно наблюдать за тем, как недруги хотят растерзать нашего союзника и партнера. Отсюда и решение послать в Казахстан миротворческую миссию в составе ­ОДКБ. Тем более, напомнил белорусский лидер, с Казахстаном нас связывает Договор о коллективной безопасности:

— У нас есть соответствующие военизированные подразделения, которые в резерве находились несколько лет, обучались. Это миротворческие силы, которые вместе с братской Россией были переброшены в Алматы. И наши ребята сегодня вместе с россиянами пытаются сблизить позиции сторон.

Мы, конечно, помним, как в 2020 году у нас тоже пытались произвести переворот, снести власть и развалить государство:
— Мы это переживали. И я всегда предупреждал: как только допустим какую-то трещину, туда хлынет вода... Так и произошло в Казахстане. Этим воспользовались иностранные бандюги и ринулись, прежде всего, в процветающий юг. Это была и есть попытка иностранного вмешательства. Сейчас надо разобраться, кто стоит за этими бандитами.
Цель же, по словам Президента, очевидна: отрезать юг Казахстана. Геополитически, экономически это будет огромная потеря, которая станет трагедией не только для Казахстана, но и приведет к возрастанию давления на Россию:
— Казахстан — это попытка атаковать постсоветские государства по периметру России. Им нужно утопить в крови Россию. Если рухнет Россия, то мы даже не заметим, где мы окажемся. Через нас просто перешагнут. Как я говорю, в жерновах перемелют и выплюнут.
Поэтому чего бы ни стоило, нам нужно сохранить центр нашей цивилизации, центр нашего православия и не только. Те земли, которые сегодня находятся в составе Российской Федерации. Вот и вся философия. Я хочу, чтобы вы это понимали.

Мы в Казахстан пришли не воевать

Чтобы не допустить разрушительного сценария, и было принято коллективное решение отправить в Казахстан миротворческую миссию ­ОДКБ.

— Я подозреваю, что все там уже идет на спад. Потому что направление туда нашего контингента вместе с Россией (подключатся и другие государства ­ОДКБ) все-таки отрезвляюще действует на тех, кто решил там погреть руки, — заявил Александр Лукашенко.



Однако направление в Казахстан белорусских миротворцев тут же попытались использовать в своих интересах беглые за границей, чтобы раскачать общество. Дескать, глядите, мы чуть ли не воюем за Казахстан. Глава государства ответил так:

— Мы не воюем ни за кого. Там всего лишь одна рота наших военнослужащих-миротворцев. Это миротворческие силы. Мы проинформировали ООН, что будем помогать наладить мир.
Мы в Казахстан пришли не убивать и даже не воевать. Мы — люди мирные. И наши военнослужащие также мирные люди. Мы пришли туда для того, чтобы помочь им.
По словам Президента, в Казахстане уже погибло много людей:

— Там отрезают головы полицейским, омоновцам и военнослужащим. Значит, уже черты террористических организаций, которые засветились и в Афганистане, и в Сирии, и в Ираке… Сейчас надо остановить братоубийственную войну. Этим мы и занимаемся.

Как ты к своим друзьям, так и они к тебе

Конечно, мы могли бы и не посылать туда наших военных. Но тогда вряд ли могли бы рассчитывать на помощь в случае возникновения угроз нашей государственности. К тому же здесь есть еще один важный аспект, о котором упомянул Александр Лукашенко, отвечая тем, кто пытается спекулировать на теме направления миротворцев:

— Я хочу, чтобы вы имели в виду, что Казахстан — это наша экономика. Мы больше чем на миллиард долларов торгуем с Казахстаном, мы туда продаем огромное количество товаров. И если мы не будем вместе с этим народом и властями, нам там после этого делать нечего. Нас просто туда не пустят, и правильно сделают. Истинные друзья и союзники — рядом. Я даже не говорю о юридической стороне дела, что мы должны соблюдать международный договор. Мы, пять государств (­ОДКБ. — Прим. ред.), связаны международными соглашениями. Но главное: как ты к своим друзьям, так и они к тебе. Просто и понятно.

В этой житейской истине заключается один из факторов сохранения и укрепления нашей независимости. По словам Александра Лукашенко, для нас очень важно остаться независимым государством, управлять своей страной, жить мирно и спокойно:
— И дружить, быть в теснейшем союзе с нашими соседями, с теми, кто хочет с нами жить вместе и кто нас понимает.
ПУЛЬС СОБЫТИЙ

Главы государств ­ОДКБ держат ситуацию в Казахстане на постоянном контроле. Президент Беларуси регулярно созванивается с коллегами по организации для обсуждения актуальной повестки.

5 января

Александр Лукашенко провел телефонные разговоры с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Сначала с российским, а затем с казахстанским коллегой он провел консультации по ситуации в Казахстане. Пресс-служба Президента в этот день сообщала:

— В постоянном контакте находятся лидеры всех стран ­ОДКБ.

7 января

Президент Беларуси провел телефонные разговоры с премьер-министром Армении и Президентом России. Сначала с Николом Пашиняном, а затем с Владимиром Путиным Александр Лукашенко обсудил актуальные вопросы международной повестки, двусторонние отношения и события в Казахстане.

Касаясь тематики деятельности миротворческих сил ­ОДКБ в Казахстане, лидеры во время разговоров подчеркнули, что одной из главных их задач является недопущение проникновения в Казахстан бандформирований извне. Чтобы сами казахстанцы, народ этой страны, самостоятельно могли решить свои внутренние проблемы.

Вечером того же дня Президент провел еще один телефонный разговор — с Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Собеседники подробно обсудили положение дел в Казахстане.

8 января

Состоялся телефонный разговор президентов Беларуси и Казахстана. Александр Лукашенко и Касым-Жомарт Токаев обсудили обстановку в Казахстане и динамику ее развития в ближайшее время, действия сил ­ОДКБ по ее стабилизации, а также вопросы дальнейшего сотрудничества Беларуси и Казахстана. Касым-Жомарт Токаев подробно проинформировал белорусского коллегу по ситуации в Казахстане.

В этот же день состоялся телефонный разговор президентов Беларуси и России. Главы государств обсудили ситуацию в странах ОДКБ, в том числе в Казахстане. Александр

Лукашенко и Владимир Путин также обсудили формат дальнейших переговоров глав государств ОДКБ.

konon@sb.by

konoga@sb.by


Фото РЕЙТЕР и БЕЛТА
Главные акценты совещания по вопросам реализации исторической политики
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter