Лукашенко: Минск не претендует на монополию в «Хельсинки-2», но процесс нужен для обновления системы безопасности

Минск подтверждает актуальность выдвинутой Беларусью инициативы запуска глобального переговорного процесса с условным названием «Хельсинки-2». 

Обращаясь к участникам встречи Основной группы Мюнхенской конференции, Президент напомнил:

— На открытии летней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске в июле прошлого года белорусской стороной была предложена идея нового Хельсинкского процесса. Тогда мы нередко слышали, что, мол, Беларусь была слишком наивна, выдвигая такого рода предложения. Некоторыми белорусская инициатива была даже воспринята как предложение о пересмотре действующей региональной системы безопасности. Которая, кстати, не работает. Хочу подчеркнуть: мы ничего не хотим перечеркивать. А сегодня замечаем, что количество сторонников этой идеи растет. Наша страна исходит из того, что в условиях, когда эта система дает сбой (а ведь она не позволила предотвратить кровавые конфликты в Европе, например, в Югославии и Украине), нужно принимать меры, чтобы восстановить ее эффективную работу. Или заменить, если не восстановить.

Фото: БЕЛТА

Александр Лукашенко сослался на слова Генерального секретаря ОБСЕ Томаса Гремингера, который некоторое время назад справедливо заметил:

— Базовые принципы нынешней системы безопасности не могут быть принесены в жертву при поиске общей основы. Но повторение одних и тех же позиций не принесет результата. Такой подход больше не работает.

Президент обращает особое внимание на то, что Беларусь не является инструментом какой-то третьей стороны. Наше предложение не попытка вернуться к предыдущим инициативам:

— Белорусское государство выступает за инклюзивный диалог, даже если нет гарантии того, что он завершится конкретным результатом. Лучше годы переговоров, в данном случае, чем один день войны. Полагаем настоятельно необходимым в нынешней обстановке развитие межгосударственных отношений, в том числе неформальных. А может, очень актуален сегодня как никогда неформальный процесс. Причем по любой тематике в сфере безопасности, где это возможно или где у сторон-оппонентов есть совпадающие интересы.

При этом, делает акцент Александр Лукашенко, Минск не претендует на монополию данной инициативы:

— Понимаем, что ее реализация зависит от согласия многих, в первую очередь ключевых игроков. Но в современных условиях, когда великие державы не могут договориться, свою важную роль могут и должны сыграть другие страны.

По словам Президента, такой диалог будет значительно отличаться от того, который был в рамках Хельсинкского процесса. Да и само название «Хельсинки-2» скорее метафора для обозначения сути нового процесса поиска современных путей и способов уйти от опасности большого конфликта. Главное в сути:

— Решения по выходу из кризиса не должны повторять «рецепты» холодной войны. Но сегодня в Европе нет единого мнения о том, как должна быть устроена обновленная система безопасности. Тем не менее, несмотря на отсутствие политических предпосылок для запуска нового переговорного процесса, необходимо искать возможности для проработки его основы. Пусть для начала на экспертном уровне, а затем и основными игроками. Вероятно, именно экспертное сообщество сможет подсказать неординарные выходы из ситуации… Наверное, и сутью нашей конференции будет поиск этих неординарных путей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter