Лучшие всегда тянутся к лучшим!

«Эрнст  энд  Янг»:  нашим  клиентом может  стать  далеко  не  каждая компания

«Эрнст  энд  Янг»:  нашим  клиентом может  стать  далеко  не  каждая компания

Компанию «Эрнст энд Янг» на аудиторском рынке Беларуси можно сравнить с «мерседесом». Этакий добротный, представительный лимузин, предпочитающий возить солидных клиентов, да и в рекламе особо не нуждается. Готовы ли относительно небогатые отечественные предприятия и организации обращаться к такому серьезному аудитору? Об этом, и не только, мы говорили с директором белорусского представительства «Эрнст энд Янг» Павлом ЛАЩЕНКО. 

— Павел Анатольевич, что собой представляет белорусский аудиторский рынок? Сложно ли тут сегодня работать?

— Как в любом бизнесе, здесь крайностей нет. Есть безусловная конкуренция. Что касается контроля со стороны государства за этим рынком, на мой взгляд, все идет в правильном русле. Высокие требования по лицензированию для входа на рынок. Практически разработаны национальные стандарты аудита, которые максимально приближены к международным. Внесены хорошие нововведения в правила лицензирования аудиторской деятельности в банковском секторе. Больше внимания придается международному статусу компании и специализированному образованию в этой области. Если говорить о цифрах, то ежегодная емкость аудиторского рынка – около 10—12 миллионов долларов. На нем представлено порядка сотни игроков, активно работают около пятидесяти фирм. 

Нам, как международной аудиторской компании, входящей в «большую четверку», приходится конкурировать с единственным серьезным конкурентом — ИП «Делойт и Туш». Наш конкурент пришел на рынок на два года раньше нас. Доли рынка поделены примерно 35 процентов против 65 не в нашу пользу. Но! Мы очень серьезно подходим к выбору клиентуры. Более того, готовы работать не со всеми. 

— Кто же почетные клиенты «Эрнст энд Янг»?

— Например, среди государственных учреждений — это Национальный банк Республики Беларусь. Среди коммерческих — «Приорбанк». Наш уважаемый и старейший клиент, с которым мы работаем с 1995 года. В последнее время к ним добавился еще и «Славнефтебанк». Среди банковских институтов мы готовы рассмотреть еще одного-двух клиентов, которые нам потенциально интересны. Все-таки девиз нашей компании — качество во всем, что мы делаем. Наши старания, готовность принимать на себя бизнес-риски клиентов и приумножать доверие со стороны западных партнеров не проходят даром. Взамен нам готовы платить за качественное обслуживание. Судите сами: конкурсный отбор среди нашего персонала – 15—20 человек на место. Жесткая конкуренция, однако она позволяет набрать лучшие кадры. 

— Какими же характеристиками должна обладать компания, чтобы стать вашим клиентом?

— Лучшие всегда тянутся к лучшим. Не случайно большая часть нашей клиентуры так или иначе ассоциирована с «Приорбанком», который первым в стране стал проходить международный аудит. Например, пивоваренная компания «Крынiца», где «Приорбанк» выступает доверительным управляющим. Согласитесь, это первый пивзавод, который стал выпускать напиток европейского качества. Другой клиент — компания «БелВиллесден». Это она возвела гипермаркет европейского уровня «Гиппо» и заложила еще один в Могилеве. Знаю, что там трудятся люди, которые делают все возможное, чтобы европейские продукты и сервис были доступны большинству наших соотечественников. Практически все защитные и гаражные роллеты в Беларуси производятся компаниями группы «Алютех», которая уже построила  три завода по европейским стандартам качества и наладила сбыт в соседние государства. Еще один наш клиент — «Хенкель», известный производитель стройматериалов. Сейчас компания практически закончила  строительство завода по производству сухих смесей под Заславлем, а значит, их продукцию больше не нужно будет возить из соседней Польши. 

Естественно, что во главе таких компаний стоят наши соотечественники. В большинстве своем это белорусы в возрасте от 35 до 45 лет, которые открытыми глазами смотрят на жизнь. Они не собираются уезжать из этой страны. У них есть хорошие и серьезные планы на развитие бизнеса, они под свое имя приводят зарубежные инвестиции, создают белорусский бизнес европейского качества и фактически подтверждают, что Беларусь — это страна европейского уровня, где многое делается  для человека. 

Каждая из этих компаний сражается за качество на своем рынке. Между прочим, любая из них могла найти услуги аудита подешевле. Но они выбрали нас. Это высокое доверие, хотя пока, скажу честно, у нас нет большого желания работать с новыми малобюджетными клиентами.  

— Почему же?

— Судите сами. В компании работают 25 человек. Большинство из них получают финансовое образование за рубежом в течение 3—4 лет без отрыва от производства за счет компании. Сегодня наш персонал зачастую работает по 12—15 часов в сутки. Мы несем серьезную ответственность перед такими клиентами, как Национальный банк Республики Беларусь, ведь наш аудиторский отчет кладется на стол Президенту страны. У нас крайне жесткие сроки аудита и высокая ответственность и перед «Приорбанком», крупнейшим  акционером которого выступает известный австрийский банк. Именно поэтому мы вынуждены сосредоточиться на крупных и серьезных клиентах. Однако лет через пять не исключено, что мы будем обслуживать среднюю и мелкую клиентуру. Поэтому наша компания продолжает инвестировать в свое развитие. Например, недавно переехали в новый офис по улице Коро-ля, 51 и в 3 раза увеличили площади. Но главные инвестиции — в персонал. Моя задача состоит в том, чтобы наши сотрудники остались работать в Беларуси. Может, через 3—5 лет они смогут открыть свой бизнес или возглавить финансовую службу на белорусском предприятии, а возможно, пожелают уйти и на госслужбу. Но, уверен, никогда не забудут и передадут деловую культуру взаимоотношений, которую воспитали мы. Ей более 100 лет, как и компании «Эрнст энд Янг». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter