Лучшие стандарты и комфорт

Беларусь, западные ворота Таможенного союза, прилагает огромные усилия для совершенствования транспортных путей.

Беларусь, западные ворота Таможенного союза, прилагает огромные усилия для совершенствования транспортных путей.

Географическое положение Беларуси определяет то, что через ее территорию издавна проходят важнейшие транспортные пути. В девятом веке это был знаменитый торговый путь из варяг в греки, соединяющий Балтийское и Черное море, а сегодня – два трансъевропейских коридора. Автомобильная дорога М1 через Беларусь связывает Россию с Западной Европой, а М8, проходящая с севера на юг страны, через Беларусь и Россию соединяет Финляндию, Литву, Украину, Молдову, Грецию. Всего же протяженность сети белорусских автомобильных дорог общего пользования составляет более 86 тысяч километров, из которых 15,7 тысячи – республиканские, а 11 имеют международную нумерацию “М”.

С 2006 года развитие дорожной сети проходит согласно программе “Дороги Беларуси”. Главным ее приоритетом является строительство международных магистралей и дорог первой категории от Минска в направлении областных центров.

Строительство новых и реконструкция существующих дорог ведутся по европейским нормам, с применением самых современных технологий и материалов. Например, по этим стандартам была реконструирована автомобильная трасса М4 Минск – Могилев. Теперь это дорога первой категории, которой ранее в стране соответствовала лишь одна магистраль – Минск – Брест. Сегодня и у М4 четыре полосы, по две в каждом направлении. Вдоль трассы есть площадки отдыха со стоянками для автомобилей, а также современные объекты придорожного сервиса. Установлены видеокамеры, что позволяет передавать информацию о ситуации на дороге в режиме реального времени, дорожно-измерительные станции и световые табло для информирования водителей. По оси дороги для исключения лобовых столкновений устроено тросовое ограждение, а вдоль трассы в районе лесных массивов – сеточное заграждение от животных.

Была проведена полномасштабная модернизация автомобильной дороги М2 (Минск – Национальный аэропорт Минск). Построены обходы вокруг городов Могилев, Витебск, Гродно, Слоним, Несвиж, новые мосты через реки Западная Двина, Днепр, Березина, Сож, Щара, Уборть, Птичь, Бася и другие. Сдан в эксплуатацию и обход вокруг Национального парка “Беловежская пуща”, благоустроены с увеличением числа полос движения участки дорог на подходах к пунктам пропуска на границе с Польшей и Литвой.

Хотя гости Беларуси всегда отмечают высокое качество белорусских дорог, начальник Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Евгений Рокало считает, что транспортно-эксплуатационное состояние дорожной сети назвать идеальным пока нельзя. Главная проблема – нехватка финансовых средств, потому как строительство дорог дело весьма и весьма затратное. Поэтому реализация программы “Дороги Беларуси” идет не только за средства госбюджета, но и кредитных ресурсов. В частности, для реконструкции автомобильной дороги М4 Минск – Могилев это кредиты Беларусбанка и Банка развития, для реконструкции автодороги М5 Минск – Гомель – займы Всемирного банка и китайского Эксимбанка КНР.

– В нынешнем году белорусские строители завершают работы по модернизации участков могилевского шоссе, построенных двадцать и более лет назад, – рассказывает о ходе выполнения дорожных работ Евгений Рокало. – Комфортные условия движения будут обеспечены на протяжении всех двухсот километров этой автодороги. Большие силы сконцентрированы сегодня на гомельском шоссе – в текущем году будут завершены работы на участке Пуховичи – Бобруйск, в следующем году – на участке Жлобин – Гомель, а в 2015-м – Бобруйск – Жлобин. В наших планах значится реконструкция автодороги М6 Минск – Гродно и М3 Минск – Витебск до Плещениц, а также автодороги Р23 Минск – Микашевичи до Слуцка.

До нынешнего года в стране была лишь одна платная автодорога – М1/Е30 (Брест – Минск – граница Российской Федерации), на которой были установлены четыре пункта взимания дорожных сборов в ручном режиме. С лета этого года на смену ручному сбору платы за проезд пришла современная надежная система BelToll.

Водителям автомобилей теперь не нужно снижать скорость, останавливаться или выбирать определенные полосы движения. Система работает на основе микроволновой радиосвязи на коротких расстояниях, что позволяет списывать плату за проезд с бортового устройства автоматически, когда транспортное средство проезжает под станциями сбора платы. Сегодня в национальной системе сбора платы за проезд зарегистрировано уже более 160 тысяч пользователей.

Для легковых машин с иностранными номерами тариф одного километра в пути по платной дороге составляет 0,04 евро, для грузовиков с общей массой более 3,5 тонны в зависимости от количества осей он варьируется от 0,08 до 0,12 евро. Освобождены от уплаты за проезд водители легковых автомобилей весом до 3,5 тонны, которые зарегистрированы на территории Таможенного союза. В категорию “проезд бесплатный” включены также мопеды, мотоциклы, колесные тракторы и самоходные машины, пассажирские маршрутки, транспортные средства оперативного назначения – машины скорой помощи, а также применяемые для ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи населению Беларуси и других стран.

Система действует уже на 815 километрах дорог: на главной магистрали страны – трассе M1/E30 (Брест – Минск – граница Российской Федерации), на дороге в Национальный аэропорт Минск-2, участках автодорог М3 Минск – Витебск, М4 Минск – Могилев, М5 Минск – Гомель и М6 Минск – Гродно.

Под особым вниманием и развитие придорожного сервиса. По данным Министерства транспорта и коммуникаций, сегодня на республиканских автомобильных дорогах функционирует 341 автозаправочная станция, 166 газозаправочных пунктов, 59 гостиниц, 44 мойки, 84 охраняемые стоянки, 345 предприятий торговли, 454 пункта питания и 90 пунктов технического обслуживания. Наибольшее количество точек придорожного сервиса имеется вблизи столицы и областных городов, а также на дорогах с высокой интенсивностью движения.

Чтобы систематизировать всю сеть объектов придорожного сервиса страны и решить проблему чрезмерной застройки придорожными объектами пригорода столицы, Минтранс сформировал Генеральную схему развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2015 года. Установлены рекомендуемые расстояния между объектами одного вида: для автозаправок и пунктов питания это 30—50 километров, для охраняемых стоянок 50—75, для пунктов технической помощи 80 километров, для гостиниц 100—150. Это прежде всего касается магистральных дорог с индексом “М” и “М/Е”. Для инвесторов, которые строят и реконструируют объекты сервисной инфраструктуры, установлены значительные льготы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter