Минчанин Иосиф Владимирович Цагойко принимал участие в организации партизанской бригады имени Кирова

«Лучше злая пуля, чем врага клеймо»

8-лица-цагойко-300415 500 (2).jpgМинчанину Иосифу Владимировичу Цагойко идет уже 92–й год. Но он бодр, энергичен, деятелен. В мирной жизни ветеран работал в системе МВД, а в годы Великой Отечественной войны активно участвовал в подпольном и партизанском движении.

Детство Иосифа Цагойко оказалось нелегким — сиротским. Рано оставшись без родителей, он и его братья много трудились. Учился парень хорошо. И в июне 1941–го как раз окончил среднюю школу, собирался продолжить образование. Но последовали незапланированные партизанские университеты. Когда пришли гитлеровцы, Иосиф и его друзья–ровесники Михаил Лизунок и Иосиф Белавый организовали молодежную подпольную группу, которая со временем трансформировалась в партизанский отряд имени Буденного. И.Цагойко принимал участие и в организации партизанской бригады имени Кирова.

Рассказывает ветеран:

— По указанию подпольной Новоселковской группы 22 июня 1942 года я ходил на встречу с подпольщиками Старых Дорог, тогда был назначен уход в партизаны 12 человек во главе с Алексеем Шубой, что и произошло 26 июня.

В отряде воевал сначала рядовым бойцом, потом стал заместителем комиссара отряда. Я свято верил сам и всегда говорил другим: нас не запугать, мы обязательно прогоним врагов, и снова на нашей земле наступит мирная жизнь. Даже сочинил в 43–м году песню, где есть такие слова: «Лучше смерть на поле, чем позор в неволе,/ лучше злая пуля, чем врага клеймо». Ее пели во многих партизанских отрядах...

В личном партизанском послужном списке Иосифа Цагойко — подрыв 7 вражеских эшелонов, из них три раза он минировал железную дорогу лично; 12 уничтоженных фашистских автомашин, в том числе в семи случаях Иосиф Владимирович был старшим диверсионной группы; участие в разгроме 7 вражеских гарнизонов: Катка, Хоромны, Синегово, Рубежи, Макаричи, железнодорожных станций Дороганово и Верхутино, сожжении 2 мостов — возле деревень Сокол и Верхутино; три засады по уничтожению вражеских патрулей–обходчиков на железной дороге, разъездах Пасека и на шоссейной дороге Слуцк — Бобруйск. Входил в партизанскую штурмовую группу гранатометчиков из числа добровольцев при разгроме нацистского гарнизона на железнодорожной станции Фаличи, превращенной фактически в укрепленный пункт, — этот факт подробно описан в его собственной книжке воспоминаний «Повесть партизанских лет» и в книге М.Лизунка «Оресса в огне». У хутора Бернадского спилил деревянные столбы на протяжении километра, тем самым уничтожив связь фашистов. Будучи старшим группы из 8 человек, заминировал на участке Старые Дороги — Бобруйск шоссе: тогда погибли и были тяжело ранены несколько десятков эсэсовцев. Во время блокады партизанской зоны он вывел из окружения 45 своих товарищей и продолжил вести бой с преследовавшими оккупантами в районе деревни Дорожковичи. И, конечно, особый эпизод — взятие в плен немецкого летчика, обладателя двух железных крестов.

— Произошло все возле деревни Пруссы, — рассказывает Иосиф Владимирович. — Каратели наступали на партизанскую зону, и немецкие самолеты обстреливали деревни и наши позиции на бреющем полете. Один из самолетов удалось подбить из пулемета партизану Александру Мазуркевичу. Летчик посадил горящую машину на вспаханное поле и попытался скрыться. Я как раз возвращался из секрета, увидел это — и за ним. Немец яростно отстреливался, но уйти ему не удалось...

Сегодня Иосифу Владимировичу есть что вспомнить и рассказать молодому поколению о своей партизанской юности. Недаром один из руководителей партизанского движения на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны Роман Мачульский в своей книге «Страницы бессмертия» написал, что юный И.Цагойко был среди лучших представителей борющейся молодежи.

Советская Белоруссия № 82 (24712). Вторник, 5 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter