Лучше журавль в руках. Хрустальный…

Сегодня в Академии последипломного образования в Минске открывается финал конкурса «Учитель года-2006»

…Когда она заходила в класс и с порога начинала декламировать прозу или стихи, которых знала великое множество, ученики затихали и с замиранием ловили каждое слово. Возможно, именно благодаря нашей учительнице литературы я выбрала филологию. Это ведь не секрет, что почти каждый из нас в свое время встретил того самого преподавателя, который сумел увлечь своим предметом. А значит, помог определить жизненный путь. Поэтому не случайно в нашей республике такое внимание уделяется системе образования и, конечно же,  учителю. И в подтверждение тому вот уже 15 лет в Беларуси проводится конкурс педагогического мастерства «Учитель года». 

…А начиналось все еще в Советском Союзе. Самый первый конкурс прошел в далеком 1991 году. Тогда победители нашего республиканского этапа ездили на финал в Москву, где проходил всесоюзный конкурс. И самое приятное, что первый главный приз конкурса — «Хрустальный пеликан», которым награждают лучших российских педагогов и по сей день,  достался минчанину Валерию Гербутову, учителю физики СШ № 49. Впоследствии конкурсы педагогического мастерства стали республиканскими. В Беларуси появилась своя главная награда — «Хрустальный журавль», олицетворение чистоты помыслов и стремления к знаниям. 

Надо сказать, что за эти 15 лет, на протяжении которых в нашей стране прошли семь конкурсов, стало ясно, что с идеей его проведения не ошиблись. Напротив. Такое внимание к профессии учителя позволило не только вызвать к ней интерес общества, поднять престиж труда педагога, но и впоследствии использовать самые удачные новации в учебном процессе. «Подводя итоги конкурса «Учитель года», — отмечает заместитель министра образования Казимир Фарино, — мы обобщаем и анализируем, какие достижения у нас в педагогической науке, практике. Главное сегодня — выявить ростки новых педагогических подходов в образовании, чтобы затем распространить этот передовой опыт на всю систему образования». 

Победители конкурсов разных лет также подтверждают свой высокий класс: многие из них стали обладателями научных степеней, руководителями учреждений. Например, победителем конкурса 1995 года стал учитель физики СШ №1 Дрогичина Владимир Зданович, который сегодня занимает пост председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Беларуси. Победитель последнего конкурса «Учитель года-2004» — учитель информатики могилевского областного лицея № 3 Игорь Якименко – стал директором лицея. 

Сегодня в Академии последипломного образования в столице открывается финал конкурса «Учитель года-2006». До этого на протяжении многих месяцев конкурс проводился на уровне учреждений образования, района, а затем и области. Участие в мероприятиях приняли более 5 тысяч педагогов. После жесткого отбора к заключительному республиканскому этапу подошел 21 финалист — по три от всех областей и
г. Минска. Это учителя географии и биологии, начальных классов, филологии и истории. Это уже самые-самые… Кстати, говоря об участниках нынешнего конкурса, не могу не отметить, что  50 % из них — сельские жители. Но организаторы по опыту прошлых лет говорят, что различий между уровнем подготовки сельского и городского учителя практически нет, поскольку сельчане также виртуозно владеют современными компьютерными технологиями, проводят мультимедийные презентации. 

На протяжении двух недель, которые продлится республиканский этап конкурса, жюри из 12 человек во главе с председателем проректором по научно-методической работе ГУО «Академия последипломного образования» Галиной Николаенко предстоит назвать победителя. «Жюрить» конкурсантов будут представители Национального института образования, Академии последипломного образования, Национальной академии наук Беларуси, Минского государственного лингвистического университета и самого Минобразования. В их числе два доктора  и четыре кандидата наук. Комментируя состав жюри, Галина Николаенко отметила, что тот факт, что в него не вошли представители из регионов, не случаен. «Это, — считает она, – позволит избежать влияния региональных интересов на результативность работы жюри. А объединение ученых и практиков дает нам уверенность в том, что жюри определит самого достойного».  По традиции приз и ключи от «Жигулей» лучший учитель получит из рук главы государства. 

Какие же испытания ожидают конкурсантов? Это уроки в незнакомых классах столичных школ, психологическое и педагогическое тестирование, возможность разрабатывать проекты, решать нештатные воспитательные ситуации. Участники выступят с лекциями перед педагогической общественностью и студентами Белгосуниверситета, Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, столичных педагогических колледжей. 

Но награждением лучшего из лучших, которое состоится 28 апреля во Дворце Республики, все не заканчивается. Так, после конкурса «Учитель года-2004» проводилась акция «Год после конкурса», в рамках которой все финалисты   выезжали в разные области по специально составленному графику и проводили мастер-классы по своим предметам. Такая же работа ждет и нынешних конкурсантов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter