Лучше всего в людях разбираются патологоанатомы?

После кончины матери дети просили отдать им ее тело без вскрытия. Причина смерти известна, претензий к врачам - боже упаси! - у них не было. Но в морге объяснили: "Таков порядок".
Возмущению Константина Алексеевича не было предела, когда он узнал: тело старушки-матери из ошмянского морга он сможет забрать только через два дня. Врачи объяснили: необходимо произвести вскрытие, а сегодня воскресенье - у патологоанатомов выходной. И вообще таких специалистов - только двое на три района. Сейчас они в Сморгони, потом будут работать в Островце и до Ошмян смогут добраться только в понедельник - вторник.

Старушка поступила в больницу с подозрением на аппендицит. Назначили операцию, во время которой и выяснился страшный диагноз - тромбоз сосудов кишечника. Надежды на исцеление практически нет. Это знали и врачи, и родственники больной. Тем более что дочь - сама медик, больше сорока лет проработала в системе здравоохранения.

После кончины матери дети просили отдать им ее тело без вскрытия. Причина смерти известна, претензий к врачам - боже упаси! - у них не было. Но в морге объяснили: "Таков порядок".

Пришлось Константину Алек-сеевичу ездить в Сморгонь в межрайонное патологоанатомическое отделение, уговаривать тамошних специалистов приехать "вне очереди": благо машина своя была... Тут в рассказе проскочила фраза, которая меня и удивила, и насторожила. Оказывается, в морге... есть некий прейскурант, по которому мой собеседник производил оплату, как он говорил, "навязанных ему услуг", вплоть до вскрытия...

Последний факт меня особенно озадачил. Я обратился в Министерство здравоохранения за разъяснениями. Там прокомментировали, что патологоанатомы действительно оказывают платные ритуальные услуги - макияж, бальзамирование, элементы пластической хирургии. Но анатомическое вскрытие никогда в этот перечень не входило...

Вновь связываюсь с Константином Алексеевичем - понятное дело, у человека горе, не все детали четко фиксировались...

- Не в деньгах дело, - мой собеседник по-прежнему эмоционален. - Кто вообще придумал систему этих вскрытий? Для чего они нужны? Ни я, ни моя сестра на нем не настаивали, наоборот, были категорически против. Зачем? Матери 88 лет, диагноз известен. Почему нужно издеваться над усопшим и его родственниками?..

Что ж, возьмем на заметку и этот вопрос.

...Местная больница - на окраине Ошмян. Здания ухоженные, чистенькие, вокруг - асфальтовые дорожки. Даже садик разбит. Морг расположили немного в стороне. Главный врач Ошмянского территориального медицинского объединения Александр Беленков почти сразу вспомнил интересующий меня случай.

- Патологоанатомы мне напрямую не подчиняются, - объяснил он. - Они выделены в отдельную структуру. Наше ТМО обслуживает патологоанатомическое отделение в Сморгони. При необходимости специалисты приезжают к нам и производят вскрытие. Повлиять на их работу я могу лишь косвенно: попросить ускорить вскрытие. Вот и все.

Объяснил Александр Викторович и необходимость вскрытия. Патологоанатомы - фактически контролирующий орган здравоохранения. Если результаты вскрытия и диагноз лечащих врачей расходятся, последним приходится жестоко расплачиваться за свои ошибки. В инструкции Министерства здравоохранения подробно перечисляются случаи, когда анатомическое вскрытие производится без согласия родственников. А после хирургических операций вскрытие обязательно.

Исключения бывают только в очень редких случаях. Когда диагноз совершенно очевиден на всех стадиях протекания болезни, подтвердился во время операции, не возникает сомнения и в причинах смерти, тогда родственники могут по мотивированным причинам отказаться от вскрытия. Скажем, из религиозных побуждений. Конечно, родственники усопших часто возмущаются, когда узнают о вскрытии. Понять их чувства можно. Но такова общемировая медицинская практика...

Вернемся ко второй патологоанатомической проблеме, а точнее, к ее финансовой стороне.

О своем приезде в Ошмяны я никого не предупреждал. Вместе с Александром Беленковым исследовал весь морг - от порога до холодильной камеры. Зашел и в кабинеты, в которых сидят специалисты. Прейскуранты действительно нашлись. Даже несколько. Но совершенно официальные, утвержденные Гродненским патологоанатомическим бюро. За дополнительную плату усопшего могут переодеть, сделать ему прическу и даже маникюр. У судебной экспертизы свои расценки, но тоже государственные. Следов финансовой самодеятельности обнаружить не удалось...

Да, все это так. Но согласимся - минуй чей-то близкий патологоанатомическую процедуру, не пришлось бы родственникам нести сопутствующие дополнительные расходы. Особенно когда процедура растягивается не на один день, как говорится, есть проблема...

С другой стороны - винить патологоанатомов тоже язык не поворачивается. Специалистов действительно не хватает. Вдвоем обслуживают три района и не всегда успевают управиться в максимально короткие сроки. Люди ж не по графику умирают...

- Руководство предлагало мне ввести постоянную должность патологоанатома при ошмянском морге, - говорит Александр Беленков. - Но специалиста необходимо найти, отправить его на учебу. А квалифицированных врачей не хватает. Сами понимаете: для нашего ТМО намного важнее реаниматолог, чем патологоанатом.

Что ж, остается только надеяться: постепенно проблема, которая, кстати, свойственна и другим регионам, все же будет решена. И чувства родственников усопших не будут страдать от объективных организационных неурядиц.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter