Замминистра обороны рассказал о "Полонезе", Су-30 и других новых образцах вооружения

Лучше всего быть во всеоружии

Замминистра обороны о "Полонезе", Су-30 и других новых образцах вооружения
Самым значимым для вооруженцев событием прошлого года заместитель министра обороны по вооружению генерал–майор Игорь Лотенков, отвечая на первый вопрос корреспондента «СБ», сразу же назвал парад войск Минского гарнизона в ознаменование 70–летия Великой Победы. Привести в боевую готовность танки, самоходные установки и оружие времен войны, подготовить к прохождению в составе механизированной колонны более 250 единиц техники и к пролету над Минском целый авиационный эшелон — этот ответственнейший экзамен наши военные выдержали на отлично. Накануне Дня вооружения заместитель министра рассказал о достижениях нашей армии и ее перспективах, модернизации и новых закупках, «Полонезе» и истребителях Су–30.


— Исходя из приоритетов развития Вооруженных Сил до 2020 года, мы осуществляем поэтапную модернизацию и обновление парка, в том числе летательных аппаратов. Поэтому наиболее значимой закупкой прошлого года назову поставку в 116–ю штурмовую авиационную базу учебно–боевых самолетов Як–130. Это легкий штурмовик после определенных доработок, объемы и перечень которых сейчас согласовываются вместе с разработчиками — российской корпорацией «Иркут», может прийти на замену Су–25. Ресурс последних, к сожалению, небезграничен. Довольны мы и принятыми на вооружение беспилотными авиационными комплексами «Беркут–2», разработанными ОАО «АГАТ–системы управления». Их, равно как и беспилотники «Бусел–10» большого радиуса действия, а также разработку нашей Военной академии «Москит», собираемся задействовать на крупном учении на бывшем полигоне Полесский, где свои задачи будут отрабатывать военно–воздушные силы и войска противовоздушной обороны, а также артиллерия. Для нужд наших радиотехнических подразделений особого назначения приобрели комплексы радиомониторинга «Торн–8П». Дополнительно оснастили силы специальных операций. Большой спектр техники поставили в войска связи. В том числе модернизированной нашими предприятиями.

— Оправдывает ли себя, товарищ генерал–майор, ставка на модернизацию?

— Глава государства в свое время обратил внимание: немного стран в мире могут себе позволить полное обновление парка вооружения и военной техники. Это очень затратная статья расходов бюджета. Поэтому с учетом потенциала предприятий нашего оборонно–промышленного комплекса и соотношения стоимости модернизации и ее эффективности в Беларуси ставка на модернизацию себя оправдывает вполне. Дело еще и в том, что значительная часть образцов вооружения советского периода — радиолокационные станции, средства радиоэлектронной борьбы, приборы прицеливания, авиатехника — и сегодня имеет большой модернизационный потенциал, который позволяет при небольших затратах получить продукт, способный конкурировать с современными. Скажем, в прошлом году завершили работу по проведению капитального ремонта десяти истребителей МиГ–29, двух штурмовиков Су–25 и двух учебно–боевых самолетов Л–39. Выполнили основной объем работ по капитальному ремонту зенитных ракетных комплексов С–300, поставленных Россией для нужд наших Вооруженных Сил. Один дивизион в Беларусь уже прибыл и готов к заступлению на боевое дежурство в составе полоцкого 377–го зенитного ракетного полка. Еще один отремонтирован и прибудет со дня на день. С–300 — пусть и не последняя разработка, но нашим нуждам удовлетворяет в полном объеме. Она десятилетиями способна стоять на обеспечении Вооруженных Сил и решать задачи по противовоздушной обороне.

— Давайте поговорим о новой военной доктрине. Президент говорил о том, что последний рубль в случае чего должен быть отправлен на нашу безопасность. На стратегию вооружения это как–то повлияет?

— Концепция развития Вооруженных Сил в целом и системы вооружения в частности значительных изменений не претерпит. Потому что, несмотря на изменение внешней обстановки вокруг, на конфликты у наших соседей, наша доктрина остается оборонительной. А использование военной силы считается крайней мерой. Так что смысла рассматривать вопрос перевооружения на наступательные средства, образно говоря, позволяющие нам шагать до Ла–Манша, нет.

— Какие новые образцы вооружения появятся в нашей стране в этом году?

— Транспортно–боевые вертолеты Ми–8МТВ–5. В ходе выставки «Макс» подписан контракт на поставку 12 единиц подобной техники, которая заменит стоящие у нас на вооружении и уже выработавшие свой ресурс, летный в первую очередь, Ми–8. Очередную партию учебно–боевых самолетов Як–130, четвертую батарею Тор–М2. Радиолокационные станции «Противник» российского производства, а также «Роса–РБ» и «Восток–Д» белорусского. Модернизированные борисовским 140–м ремонтным заводом танки Т72Б с новой системой управления огнем. Обновленный бронетранспортер БТР–70, опытный образец которого сейчас также находится в Борисове. Легкобронированные автомобили для сил специальных операций. Способный преодолевать водные преграды «Кайман» в частности. Вообще, в нашей стране вырисовывается довольно–таки хорошая линейка образцов «броневиков», которые начинают конкурировать между собой. Производства частного предприятия «Минотор–сервис», например. Хотя в свое время нам, кроме МЗКТ, и похвастаться было нечем... В последующие годы упор будет сделан и на обеспечение сухопутных войск. В силу их численности для Министерства обороны это очень затратная статья, но мы надеемся, что Государственная программа вооружения на 2016 — 2020 годы, проект которой разработан и вынесен в Совет Министров, будет утверждена указом Главы государства.

— Давайте возьмем конкретную разработку — «Полонез». Как идут ее испытания и насколько эта реактивная система залпового огня значима для артиллерии?

Реактивная система залпового огня «Полонез».

— Ее испытания мы проводили в Китае. Геометрия наших полигонов сделать это в Беларуси до поры до времени не позволяла. Система, боевое развертывание которой составляет не более десяти минут, время полной переразрядки установки — не более двадцати, а стреляет она одновременно восемью ракетами, показала очень хорошие результаты. Поэтому имеет отличную перспективу применения как в нашей стране, так и в качестве экспортного варианта. Дальность стрельбы, составляющая около двухсот километров, и очень высокая точность ставит ее на уровень ракетных войск! В ближайшее время уже на территории нашей страны будет проведен заключительный этап испытаний, по результатам которого мы планируем к сентябрю включить один дивизион данного комплекса в состав 336–й реактивной артиллеристской бригады.

— Истребители Су–30, ракетные комплексы «Искандер», ЗРК С–400 «Триумф»: на разных уровнях как официальных, так и нет ходят разговоры об их приобретении. Что правда? Что слухи?

— Планами развития и строительства Вооруженных Сил действительно предусматривается переоснащение наших ВВС на новый многоцелевой истребитель Су–30СМ. Какой бы хорошей ни была «птичка» МиГ–29, ее ресурс, к сожалению, даже при капитальных ремонтах небесконечен. Самолетам уже около 30 лет, хотя первоначально они рассчитывались на 20–летний период эксплуатации. Подсчитав, во что выливается нам их содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования. Суммарный потенциал Вооруженных Сил по авиации практически не изменится. Возможности же по уничтожению воздушных целей увеличатся, а боевые задачи за счет большего тактического радиуса можно будет выполнить с любого аэродрома страны. Предварительная договоренность с корпорацией «Иркут» на приобретение этих истребителей достигнута. К слову, на 558–м авиаремонтном заводе в Барановичах ремонт и сопровождение данного типа летательных аппаратов уже освоены. Что касается ЗРК С–400 «Триумф» и ракетного комплекса «Искандер», то вопрос об их закупке будет рассматриваться после 2020 года. К тому времени, может, появятся и более эффективные средства с улучшенными характеристиками.

— Игорь Николаевич, на днях завершилась комплексная проверка боевой готовности Вооруженных Сил. Как оцените уровень подготовки вооружения?

— В ходе проведения проверки было использовано около 2,7 тысячи единиц вооружения и техники различного назначения. Проведен ряд батальонных специальных тактических учений, в том числе с боевой стрельбой, которые оценены руководством не ниже чем на «хорошо». Это говорит о том, что техника свою задачу выполнила, а эксплуатирующий ее личный состав имеет достаточные навыки.

— Пусть и в дальнейшем техника нас не подводит. С праздником!

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 22 (24904). Пятница, 5 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter