Юлия Абухович — о том, как Беларуси и России противостоять санкциям

Лучше вместе, да лучше

Говоря о давлении на экономику Беларуси, ­Президент Александр ­Лукашенко заявил на днях: мы выдержали эти санкции. С просьбой прокомментировать ситуацию ­«СОЮЗ» обратился к старшему преподавателю кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета Юлии Абухович.

Юлия Абухович: За девять месяцев транзит белорусских грузов через российские порты удвоился.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Юлия Константиновна, ставка на санкции в отношении Беларуси и России не оправдалась. Почему?

— Экономическая наука давно уже доказала, что внешнее давление не приводит к изменению политического курса государства. Скорее, чем оно ощутимее, тем сильнее решимость держаться во что бы то ни стало. Хотя для компаний из третьих стран, работавших в той же России, санкции оказались достаточно болезненными. Но сокращение деловой активности иностранцев имеет и положительный эффект. На отечественных предприятиях развивается импортозамещение, растет диверсификация внешнеэкономических связей.

— А что говорят цифры?

— Оперативная статистика показывает, что белорусская экономика преодолела пиковую часть спада. Снижение объемов валового внутреннего продукта по итогам года может оказаться в диапазоне 4,5 — 5 процентов — это меньше, чем прогнозировалось. Напомню, в мае Евразийский банк развития давал оценку этого показателя в 6,5 процента. Помогли высокий урожай зерновых и переориентация товарных потоков на Россию. А главное — сохранение разветвленной структуры экономики, позволяющей опираться на различные отрасли и виды деятельности. К началу осени был практически восстановлен объем экспорта прошлого года, причем достигнуто рекордное положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами на уровне 3,5 миллиарда долларов. При этом доля России во внешнеторговом обороте почти достигла 60 процентов, а Китая — 8 процентов. Беларусь остается важным транзитным государством: ежедневно через ее границы более полутора тысяч грузовых автомобилей въезжает в Евразийский экономический союз. Выстраиваются новые логистические цепочки: 700 контейнерных поездов отправлено за 9 месяцев этого года из Беларуси в Китай. Все это говорит о преодолении санкционных ограничений. Люди продолжают качественно делать свою работу, предприятия уверенно осваиваются на внешних рынках, правительство ведет мониторинг 8 тысяч крупных предприятий в части санкций, логистики, расчетов за поставленную продукцию.

— Какие контрмеры привели к такому результату?

— Контрсанкционный ответ Беларуси был сформулирован быстро: уже 14 марта 2022 года вышел Указ ­Президента страны «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». Затем Правительство определило список стран, подпавших под ответные ограничения. В числе белорусских контр­мер — возможность обеспечивать исполнение финансовых обязательств в национальной валюте, сбор за досрочное расторжение договоров, инициированное иностранными организациями или гражданами, и другие финансовые инструменты. Когда ЕС запретил белорусским грузоперевозчикам работать на своей территории (в том числе следовать транзитом), Беларусь эту меру отзеркалила. Перевозчикам из ЕС разрешено следовать лишь через определенные пункты пропуска для осуществления грузовых операций и перецепки, что частично компенсировало потери белорусских перевозчиков.

В итоге снижение темпов экономического роста сменилось их восстановлением. Замедляется инфляция. Для ее сдерживания выбрано не традиционное средство монетарной политики — повышение базовой ставки, которое привело бы к сокращению совокупного спроса и замедлению экономики, — а точечное и временное замораживание цен. Это позволило сохранить экономическую динамику и дать шансы выйти из экономической войны с Западом с меньшими потерями.

— Какое влияние на ситуацию оказывает белорусско-российская экономическая интеграция?

— Россия для Беларуси — торговый партнер номер один. Однако и для России Беларусь крайне важна, и эта взаимозависимость за последний год еще больше окрепла. Беларусь, обычно занимавшая третье-четвертое место в ряду основных торговых партнеров России, по итогам первого квартала заняла второе место (уступив только Китаю), обойдя Германию, экономика которой в 60 раз больше. Заметим, что ни для одной другой страны Беларусь не представляет такого интереса. В структуре ее импорта из России почти половину занимают машины и механизмы, около 20 процентов — так называемый промежуточный импорт (компоненты, детали, узлы), 16 — потребительские товары, 12 — продовольствие и 6 процентов — лекарства.

Очевидно, что сокращение торговых отношений с европейскими и североамериканскими странами привело к росту товарооборота в рамках Союзного государства. Это потребовало перестройки производственных и торговых взаимоотношений, углубления промышленной кооперации, организации импортозамещения продукции из недружественных стран. Так, достигнута договоренность о выделении Россией кредитных ресурсов в размере более 1,5 миллиарда долларов для реализации в Беларуси инновационных проектов в микроэлектронике, машиностроении.

Взаимодействие с Россией дает Беларуси возможность использовать и многосторонние формы экономического сотрудничества в формате СНГ, ЕАЭС, открывает доступ к рынкам третьих стран. Для обработки этого товарного экспорта задействовано 14 портов страны-союзника. Россия гарантирует стабильные объемы перевозок продукции белорусских экспортеров контейнерными поездами в Китай на период до 2024 года и далее.

— Каков же общий вывод?

— Реализуемая Беларусью стратегия переориентации экспорта и наращивания поставок на рынки дружественных стран в совокупности с углублением экономической кооперации в рамках Союзного государства на основе принятых год назад 28 интеграционных программ доказали свою эффективность на фоне западных санкций.

bibikov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter