Татьяна Валовая: ЕАЭС снизил риски экономической турбулентности

Лучше спорить впятером

Два года минуло с момента запуска нового интеграционного проекта - Евразийского экономического союза. Когда в 2010 году началось формирование Таможенного союза, работа велась в формате "тройки" - Беларусь, Казахстан, Россия. Затем к Союзу присоединились Армения и Кыргызстан, теперь нас пятеро. Единый 180-миллионный внутренний рынок, в рамках которого обеспечено свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. При этом у каждой страны свои национальные интересы. Тяжело ли договариваться и всегда ли учитываются интересы каждой из сторон? Каков механизм разрешения споров? А также как поменялась роль Союзного государства и для каких проектов ЕАЭС оно может стать испытательной площадкой? Об этом на ставших уже традиционными встречах "СОЮЗу" рассказала министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая.

Татьяна Валовая: Надо приложить все усилия, чтобы полноценно заработал единый рынок фармацевтических и медицинских изделий

- Татьяна Дмитриевна, в конце декабря 2016 года в Санкт-Петербурге главами государств ЕАЭС были подведены итоги года и обозначены дальнейшие векторы развития. Какие проблемы были озвучены и какие задачи поставлены на ближайшую перспективу?

- Мы представили нашим президентам доклад о состоянии интеграции. По сути дела, это доклад за предшествующие пять лет, с момента запуска в 2012 году Единого экономического пространства и создания Евразийской экономической комиссии. В процессе его подготовки мы активно взаимодействовали с бизнесом и экспертным сообществом.

За прошедшие пять лет сделано немало. Функционирует единый внутренний рынок, в рамках которого обеспечено свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, хотя сохраняются некоторые изъятия и ограничения. Проводится единая и согласованная политика в ключевых сферах экономики. Безусловно, есть и проблемы, на Санкт-Петербургском саммите о них откровенно говорилось, есть предложения, как нам дальше развивать интеграцию.

Сегодня одна из главных задач - неукоснительно соблюдать нашу программу развития до 2025 года. Стоит признать, что по некоторым вопросам у нас есть сбой в темпах реализации, найти общую позицию - всегда сложная задача. Тем не менее многие вещи необходимо делать уже сейчас. Например, надо приложить все усилия, чтобы скорее полноценно заработал единый рынок фармацевтических и медицинских изделий. В 2016 году принята программа общего рынка электроэнергии, который должен заработать в 2019 году.

Одобрены концепции создания общих рынков газа и нефти, они должны быть сформированы к 2025 году. В этом же году должен заработать общий финансовый рынок. Еще одна важная задача, которую необходимо решать, это коммуникация между Союзом и гражданами. Надо более активно показывать преимущества Союза, разъяснять, что многие вещи, которыми мы привычно пользуемся, есть результат функционирования нашего интеграционного объединения.

- Можете привести пример, что уже получили и что конкретно в этом году получат граждане?

- Граждане государств - членов Союза получили возможность свободно выбирать, где им трудиться. При устройстве на работу в стране - участнице Союза признаются документы об образовании, выданные образовательными учреждениями государств-членов, без проведения установленных законодательством государства процедур признания документов об образовании. Также среди наших достижений - безвизовый въезд и отсутствие таможенного контроля. В конце прошлого года Россия приняла очень важное решение о допуске трудящихся из стран Союза к системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Идет работа по договору о пенсионном обеспечении и признании при выходе на пенсию стажа работы в другой стране Союза.

- Как вы считаете, изменилась ли роль Союзного государства за годы функционирования ЕАЭС?

- Союзное государство - это развивающаяся интеграционная структура. Оно, безусловно, остается главным социально-гуманитарным проектом на постсоветском пространстве. Его задачей всегда было создание таких условий, чтобы жители одного государства, находясь в другом, не чувствовали себя иностранцами ни в чем, и оно с этой задачей справилось. Я уже не говорю о том, что в Союзном государстве есть элементы, которых нет в ЕАЭС - это внешняя, оборонная политика и ряд других. Кроме того, Союзное государство активно занимается межгосударственными союзными программами в реальном секторе экономики.

Сейчас мы очень хорошо дополняем друг друга, у нас есть прекрасный алгоритм взаимодействия. Мы желаем успехов этому проекту и очень надеемся, что наш Союз тоже поможет Союзному государству в решении вопросов в чувствительных сферах, например, на рынках электроэнергии, нефти и газа. К 2025 году, как я уже говорила, в рамках ЕАЭС должны быть созданы единые рынки, и это, бесспорно, создаст благоприятные условия для функционирования Союзного государства.

- В прошлый раз вы говорили, что Союзное государство может стать неким полигоном для апробирования новых идей. Если все получится, потом распространим практику на остальных. Есть идеи?

- Когда мы в формате пятерых обсуждаем развитие нашей собственной интеграции, конечно, есть идеи, которые по определению осуществляются быстрее между Россией и Беларусью. Например, когда мы составляем "дорожные карты", Россия и Беларусь подчас быстрее договариваются о создании рынка в сфере услуг, а потом уже к нему присоединяются остальные. Это мы делаем на собственной площадке. У Союзного государства огромный потенциал своей площадки. Я считаю, что это прежде всего социальная сфера, вопросы образования, экологии, туризма и молодежной политики. Есть возможность сделать очень интересные совместные научно-инновационные программы. И здесь важно отметить, что инициатива должна идти не только сверху, но и снизу. Это сигнал для бизнеса, учебных и научных заведений. Например, сейчас много интересных проектов по развитию внутреннего туризма. Тема благодатная и востребованная. Мне кажется, здесь можно было бы сделать очень много интересных совместных проектов.

- Сегодня в странах ЕАЭС принимаются серьезные законодательные изменения, например, увеличение пенсионного возраста, принятие закона о тунеядстве и так далее. Что должно выноситься на общее обсуждение и согласование с Комиссией, а что является прерогативой самих стран?

- У нас в Договоре четко прописаны компетенции Комиссии и Союза. Есть вещи, которые полностью отданы в компетенцию ЕАЭС, например, таможенно-тарифное регулирование. Это означает, что ни одно из наших государств не может менять таможенные тарифы в одностороннем порядке. Едиными являются технические регламенты, санитарные и фитосанитарные меры. В то же время есть много вещей, которыми частично занимается ЕЭК, а в значительной степени занимаются государства. Например, макроэкономическая политика. Основные меры по макроэкономической политике проводят государства, но, если мы видим, что государства выходят за некие установленные Договором параметры, мы даем свои рекомендации.

- Пятеро - это уже большая семья, и как в любой семье возникают споры и разногласия. Каков механизм разрешения споров?

- Вы правильно заметили, мы семья и, конечно, спорим часто, потому что действительно очень зависим друг от друга. Однако, как говорится, в спорах рождается истина. Механизмы у нас разные. Мы спорим на уровне министров, вице-премьеров, премьеров и даже президентов. Лучше спорить впятером, потому что, как правило, спорят двое, остальные участники выступают своего рода модераторами и могут помочь найти решение. Конечно, бывают ситуации, когда государство считает, что его не слышат, и другие государства не видят нарушения норм договора. В таком случае оно может обратиться в Евразийский суд, который находится в Минске. Но это, конечно, крайняя мера. Вопросом может заниматься и Комиссия, и принимать независимые решения в сфере своей компетенции.

- Комиссия изучила вопрос, приняла решение. В какой срок оно должно быть исполнено?

- Решения комиссии имеют прямое действие, их не нужно трансформировать в национальные законодательства. Если государство с этим решением не согласно, оно имеет право по определенной процедуре наложить на него вето и настоять на рассмотрении этого решения на уровне премьеров или вице-премьеров. За пять лет работы Комиссии у нас было всего несколько таких прецедентов. Обычно мы находим сбалансированные решения.

- Вы вместе с Госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой часто принимаете участие в зарубежных форумах. Что больше всего интересует западных экспертов?

- Интересует, каков наш реальный уровень интеграции и наши планы на будущее. Выступая на форумах, мы слышим со стороны бизнеса высокую оценку нашей интеграции. Она дает огромный бонус и делает инвестиционно привлекательнее каждое наше государство. Наш Союз имеет 180-миллионный внутренний рынок. Кроме того, у нас существует механизм конкуренции юрисдикций, когда государства сами в значительной степени устраняют административные и прочие внутренние барьеры для ведения бизнеса. Результаты этой здоровой конкуренции мы видим в последнем рейтинге Doing Business - это оценка Всемирного банка, призванная охарактеризовать доброжелательность бизнес-среды той или иной страны для открытия и ведения бизнеса. Армения, которая была в 2015 году на 43-м месте, поднялась в прошлом году на 38-е место. Беларусь с 50-го на 37-е, Казахстан с 51-го на 35-е, Кыргызстан занимает 75-е место, а Россия 40-е место. Как видите, позиции очень достойные.

Юлия Васильева

julia@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter