В КАНУН открытия Владимир Спиваков встретился с публикой, где рассказал об ожиданиях от фестиваля. Много говорил об особом отношении к Беларуси, ее культуре и искусстве, о самом фестивале, который стал уже событием, можно сказать, мирового масштаба. Дирижер по традиции привозит артистов международной величины, о чем еще раз напомнил в беседе с «СГ» министр культуры Юрий Бондарь:
— Уникальный по содержанию, истории своего появления фестиваль имеет большое значение для эстетического воспитания. Не говоря уже о великолепной и редкой возможности послушать мировых звезд — Анну Нетребко и Юсифа Эйвазова. Концерты проходят в Могилеве и Гомеле, это традиционный формат фестиваля, который не хотели бы менять. Ведь его задача — познакомить зрителей с достижениями мирового академического искусства, развивать и далее международное культурное сотрудничество.
Приветствие участникам фестиваля направил Президент: «Благородная просветительская миссия фестиваля, его вклад в развитие и популяризацию высокого академического искусства достойны самого глубокого уважения. Традиционно этот творческий проект несет в себе заряд огромной нравственной силы, делает жизнь людей интереснее, духовно богаче».Кстати, по просьбе «СГ» белорусскую публику Владимир Спиваков охарактеризовал как думающую и чувствующую:
— Эмоции людей зависят от того, что они слышат. Я не понимаю, когда артисты пренебрежительно относятся к своему зрителю. Порой он, зритель, интереснее, интеллектуальнее, нежели сами артисты. Публика все понимает и чувствует, поэтому нужно работать так, чтобы совесть была чиста. Я и мои коллеги очень честно относимся к концертам… Особое отношение у меня и к Беларуси в целом. Я ценю ваше искусство. Могу отметить творчество белорусского художника Александра Кищенко. Несколько увиденных его работ запечатлелись в памяти навсегда. А в Доме музыки в Москве находится работа гомельских скульпторов — бронзовый бюст Рахманинова. Это очень дорогой для меня подарок, хотя делать мне презенты трудно: ценны те вещи, которые дают гармонию. Изучал и вашу иконопись, в том числе и в Ветке.
— Каких эмоций ждете от концертов?
— В моем возрасте уже не стоит думать о юбилейных датах, но они почему-то наваливаются. Есть такое выражение: стремишься вперед — теряешь покой, если остановился, можешь потерять себя. Поэтому считаю, что лучше потерять покой. Если посмотреть, кто на протяжении пяти лет был здесь в Беларуси, можно удивиться. В этом году программа насыщенная, часть ее уже была представлена 7 февраля в Концертном зале имени Чайковского в сопровождении Национального филармонического оркестра России. Во время концерта сменил четыре рубашки…
— А у нас сколько планируете сменить?...
— Взял с собой несколько комплектов, — пошутил артист.
Говорил Владимир Теодорович и о развитии музыкального движения в Беларуси. По его словам, в Минске своевременным стало бы появление Дома музыки, подобного тому, какой уже построен в Москве. Беларусь — европейская страна, со своими традициями, наследием, к которому очень бережно относятся. Подобный культурный объект стал бы важным свидетельством такого отношения: «Мне кажется, пришло время для того, чтобы в Минске появился аналог московского Дома музыки. Честно признаюсь, на строительстве такого центра в российской столице я настаивал целых 8 лет. Но все-таки удалось реализовать эту задумку. Прошло 15 лет, и он стал визитной карточкой Москвы».
НАПОМНИМ, фестиваль продлится до 15 февраля. Финальным аккордом музыкального биеннале станет спектакль от национального балета Марселя в зале Большого театра. Наша публика впервые увидит постановку «Корпс» от настоящих новаторов балетного мира Питера Шольтена и Эмио Греко.