Лучше плохо ехать?

Нужно срочно повышать качество обслуживания в транспорте

В апреле вновь увеличена стоимость проезда практически на всех видах транспорта. Пассажиры тихо ворчат, водители вздыхают: у конкурентов-частников открываются новые резервы для обогащения. Например, на витебских остановках постоянно расклеивают объявления: быстро доставим в Минск.

Забирают пассажиров прямо от дома, стоимость поездки почти такая же, как на автобусе. Зато комфорт и скорость несравнимы…

Да, мы можем много рассуждать о легальности-нелегальности, опасности-безопасности, налогах, штрафах и других понятиях. Но пока государственный перевозчик не сможет предоставить клиентам требуемое качество сервиса, на этом будут паразитировать все, кому не лень.

…Еду в Лиозно. Минуя ряды «нелегалов», упрямо предлагающих свои услуги, покупаю билет на скоростной маршрут. Каково же было удивление, когда к посадочной платформе неуклюже подползла желтая дребезжащая таратайка. Явно приседая на один бок, перекошенная машина пискнула, как подстреленный цыпленок, тормозами. В салоне — амбре из коктейля горючесмазочных материалов, пыль, грязь, ржавые стойки сидений. Задубевшие от пыли шторки болтаются на окнах, то и дело норовя обнять головы пассажиров. Между дверью и кузовом — «естественная вентиляция»: на улицу во время движения можно просунуть кулак. В салоне, кроме меня, — 7—8 пассажиров, в основном мужчины предпенсионного возраста. Не выдерживая, интересуюсь у водителя, уверен ли он, что этот «транспорт» дойдет до места назначения? Он уверен, так же, как и не привыкшие к «баловству» сельчане. «Разве вас не смущает качество транспортных услуг?» — ищу единомышленников. Нет, их не смущает: лучше, мол, плохо ехать, чем хорошо идти. Возмущенный «капризами» клиентки, водитель гордо сообщает: да это самый лучший автобус в Лиозненском подразделении автопарка.

Мрачное осталось впечатление и от здания новой автостанции в Лиозно, вступившей в строй всего два года назад. Грязь по углам, застаревшая пыль на подоконниках и новеньких дверях из ПВХ, ведущих не куда-нибудь, а в служебные кабинеты, так и не отмытые от краски выключатели, молчащий ЖК-телевизор на стене, обеденный перерыв в единственной кассе, который заканчивается за 10 минут до отправления многолюдного автобуса на Витебск… Обидно, что еще совсем недавно для удобства пассажиров в строительство этого объекта была вложена огромнейшая сумма денег, а теперь все приходит в запустение...

Директор филиала «Автобусный парк № 1 г. Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс» Валерий Иллюкович не отрицает: да, проблем в сфере пассажироперевозок скопилось немало. Наиболее болезненная из них — старый технический парк. Каждый пятый—шестой автобус из 230 единиц уже самортизирован. В прошлом году купили восемь за бюджетный счет, один — за собственные средства. Темпы замены машин явно недостаточны, ведь уже сегодня 10—15 процентов автобусов из-за поломок не могут выйти на линию. В последнее время транспортная инспекция уделяет пристальное внимание перевозчику, но многое упирается в недостаток людей. Хоть сегодня Валерий Иллюкович готов взять на работу порядка 40 водителей. Вот только низкая по сравнению с другими регионами страны и городом Минском зарплата тормозит путь местным профессионалам в отдел кадров…

Начальник отдела контроля транспортной инспекции Витебской области Константин Рой также не исключает отрицательной роли человеческого фактора в появлении многих нарушений. В марте—апрелея силами инспекторов было проверено 146 машин, принадлежащих «Витебскоблавтотрансу». В каждой четвертой из них обнаружены проблемы: антисанитарное состояние, повреждения салона и сидений, отсутствие информации для пассажиров, проржавевшие конструкции. Двенадцать водителей и дожностных лиц привлечены в итоге к административной ответственности, выданы предписания на устранение недостатков.

Вывод? Нужно срочно и всем вместе (не исключая пассажиров) повышать качество обслуживания на маршрутах. Иначе даже заоблачные увеличения цен на билеты никак не спасут автопарки от банкротства. Люди хотят быть уверенными в том, что они платят деньги за достойный уровень сервиса, а не за его отсутствие. И только тогда государственный перевозчик будет конкурентоспособен на одной трассе с частником…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter