«До окраины час ходьбы, привыкли». В трех райцентрах Гомельской области нет городского транспорта

Лучше плохо ехать

Жаловаться на опаздывающий на пять минут автобус – это уже, кажется, любимый вид спорта для жителей больших городов. И если в Гомеле, Жлобине, Мозыре сетуют, что транспорт не появляется по первому щелчку и не довозит до подъезда, то у жителей Ветки, Наровли, Чечерска или, к примеру, Петрикова другие сложности. «Счастливчикам» приходится ждать автобус по часу, некоторые подстраивают свою жизнь под три рейса в день, а где-то единственный способ передвижения – пеший. В малых районных центрах система городского транспорта довольно бедна, хотя на прогулку через весь, казалось бы, небольшой город требуется не меньше часа. Некоторые и не видят смысла в дополнительных маршрутах, иные возмущены их отсутствием. Но автобусы, ходящие через каждые 10 минут по улицам Кормы или Ельска, — несбыточная мечта. Окупаться не будут.

Остановки есть – с автобусами тяжелее.

Подстроиться под расписание

В Наровле два городских автобуса, вкупе делающих шесть рейсов в день – в основном с утра или в конце рабочего дня. В остальное время раз в 1,5—2 часа не такой уж и маленький райцентр выручает межгород Мозырь — Наровля: по пути до автостанции он проезжает через весь населенный пункт, перевозя желающих по городскому тарифу. 

Елена Краснобород работает в Наровлянском районе электрических сетей. До РЭС, расположенного на окраине города, добирается своими силами, в основном пешими – 25—30 минут в одну сторону. Говорит, что ей еще повезло.

— Мои коллеги ездят с ПМК – этот район на противоположном конце Наровли. У них три выхода. Если идти пешком, это не меньше часа. Можно воспользоваться городским автобусом или межгородом Наровля — Мозырь, но тогда сложно подобрать рейс. Или прибываешь на остановку в 8.10, а рабочий день у нас с 8 утра, или приходится выдвигаться на семичасовом. А это значит, что ребенка в такую рань надо успеть завести в школу и оставить под надзором сторожа, а самим появиться на работе гораздо раньше, чем требует график. Летом еще остается велосипед.

Только для велодвижения, убеждена Елена, Наровля не самый удобный город. Тротуары есть не на всех улицах. Елена вспоминает, что когда-то по райцентру ходило три разноплановых маршрута.

— Нам бы и сейчас закрыть проблемные участки. Пустить один маршрут через коммунхоз, ПМК, второй – по Макаренко, Минской, через автобазу. Существующие сейчас маршруты пролегают в основном по Ленина и Октябрьской – центральным улицам, а до них еще надо добраться.

Не так давно в Наровле открылся сетевой супермаркет. Для привлечения покупателей даже сделали бесплатный маршрут, которым сразу же стали пользоваться местные жители. Владельцы магазина, оценив картину, поставили условие: везем, если показываете чек. Пассажиров стало в разы меньше. Через пару месяцев автобус отменили. 

Евгений Карытник на работу добирается на велосипеде.

«Автобус? А мы что, в Гомеле?»

Чечерск площадь занимает куда меньшую, чем Наровля. Меньше ему повезло и с городским транспортом. Его здесь просто нет. Замначальника участка «Чечерск» Гомельского автобусного парка № 1 Валерий Смоленок вспоминает, что еще в 1980-е была попытка наладить здесь местное сообщение, но от идеи очень быстро отказались – окупаемость минимальная. Сейчас роль городского автобуса исполняет маршрут Чечерск — Отор: по одному рейсу утром, в обед и вечером. Если есть желание, местные подстраиваются под него, но чаще ходят пешком. Рамщик КЖУП «Чечерское» Владислав Карпеченко на работу добирается на своих двоих.

— Мне совсем недалеко, меньше километра. Да и по городу, если куда надо, только пешком. 

Не могу не предложить пофантазировать про светлое будущее:

— Хотели бы, чтобы у вас появился городской автобус?

— Автобус? А мы что, в Гомеле? Тут от окраины до окраины час ходьбы. Мы уже привыкли. Хотя было бы неплохо, наверное…

Коммунальное предприятие расположено на краю города, но его руководство позаботилось о кадрах. Специальный автобус утром забирает работников из дома, днем вывозит на обед, а вечером возвращает в родные пенаты. Зимой, когда график очистки улиц меняется, чтобы не везти всех огулом к семи утра, персонал собирают двумя рейсами. 

Основные жизненно необходимые объекты – почта, больница, магазины, автостанция – в Чечерске расположены в центре. Добираться до них не катастрофически долго, потому даже местные жители, украдкой мечтающие о городском транспорте, понимают: окупаться он вряд ли будет.

Пустой салон — бесхозяйственность

И все же на первом месте у транспортников не деньги, а выполнение социальных стандартов. Начальник отдела пассажирских перевозок и туризма ОАО «Гомельоблавтотранс» Владимир Федоренко листает постановление Совета Министров № 724:

Начальник отдела пассажирских
перевозок и туризма ОАО
«Гомельоблавтотранс»
Владимир Федоренко.
— Норматив обслуживания населения по городским перевозкам для городов и городских поселков с численностью от 10 до 30 тысяч человек – 1 автобус на 8 тысяч жителей. Этот норматив у нас даже перевыполняется. 

Во многих городах, которые недотягивают до планки в 10 тысяч, есть свой городской транспорт. В Лоеве, к примеру, автобус ходит каждый час на протяжении рабочего дня. В Ельске 2 машины работают на трех маршрутах. В более крупных Хойниках и Добруше – по 4 автобуса. Нет своего транспорта в Чечерске, Ветке и Корме. 

— Здесь нет универсального рецепта, в каждом городе ситуация решается индивидуально. В каких-то райцентрах есть крупные производства, на которые обязательно нужно доставить людей, где-то роль городского транспорта на себя берет межгород. Местные власти всегда изучают вопрос всесторонне и решают, обоснованна организация перевозок по тому или иному маршруту или нет.

Еще пару лет назад городской транспорт ходил и в Ветке, но пассажиропоток был таким низким, что маршрут пришлось закрыть. Проблема передвижения решается за счет пригородных автобусов. Вообще, окупаемость городских маршрутов в районных центрах – от 22 до 87 процентов. Лидер – Добруш, фарфоровый завод и бумажная фабрика делают свое дело. Самый низкий результат в Петрикове, но один внутренний маршрут там все еще продолжает работу. Наровлянские автобусы окупают себя на 58 процентов, в среднем ежедневно они перевозят около 300 человек. 

Изменения в существующую транспортную систему периодически вносятся, отмечает Владимир Федоренко:

— Основная схема сложилась уже давно, но все изменяется, появляются новые производства. В таких случаях может скорректироваться и движение транспорта. Только все должно быть обоснованно. Ездить с пустым салоном – это бесхозяйственность.

valchenko@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter