Лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать

Около двух десятков журналистов из Латвии приехали освещать белорусско–латвийский бизнес–форум...
Около двух десятков журналистов из Латвии приехали освещать белорусско–латвийский бизнес–форум. Как собственно событие, так и медийная его поддержка в чем–то уникальны для новейшей истории отношений двух стран. Отправившись навстречу коллегам, я размышляла над интересной фразой, которая позавчера прозвучала в передаче немецкого телеканала «N24»: «Если ЕС сделает шаг навстречу Беларуси, Беларусь ответит двумя шагами вперед». Что ж, прогноз даже несколько запоздалый: белорусские СП в Риге — это уже фактическое присутствие Беларуси в Евросоюзе, о чем сам же латвийский МИД не устает повторять. Инвестиционный климат определенно теплеет. А вот какую погоду показывает барометр общественных настроений в лице прибывших в Минск латвийских СМИ?

«Когда ангелы путешествуют, небо улыбается», — вспоминала я старую поговорку, любуясь необычайно красивой синевой Браславских озер и теплым золотом приграничной лесной полосы. По ту сторону границы уже виднелся автобус с моими коллегами из Риги. «Готовьтесь к тому, что они будут атаковать вас вопросами, — с улыбкой сказал мне сотрудник нашего посольства. — Впрочем, не мне вам рассказывать о том, как подают информацию о Беларуси некоторые балтийские СМИ». М–да, наслышаны — многие из них далеко не ангелы...

И вот — встреча. Первый пикничок на обочине — надо же угостить уставших с дороги коллег традиционными белорусскими «пачастункамi», первые вопросы... «А чего нет в Беларуси?» — не без «двойного дна» спрашивает журналист из газеты «Час». Мне тут же вспомнился известный анекдот. Приезжает Папа Римский в Париж, а корреспондент местной газеты его спрашивает: «Как вам парижские бордели?» На что понтифик дипломатично отвечает: «А что, в Париже есть бордели?» На следующее утро все газеты вышли с аршинными заголовками: «Первое, что спросил Папа Римский, прибыв на французскую землю: «Есть ли в Париже бордели?!»

Впрочем, типичные для журналистской братии шуточки–прибауточки вскоре сменились серьезными вопросами и оценками.

«Хорошие дороги... Не германские автобаны, конечно, но по сравнению с разбитыми, украинскими, российскими — впечатляет».

«А чьи это автобусы? Свои, белорусские? И троллейбусы свои? И бензинчик производите свой? Может, и нефть у вас своя?»

«А что такое агрогородки? И это правда, что молодым людям там сразу дают для жилья коттеджи?»

«А не боитесь ли вы, что интеграция с Россией приведет к неравным условиям...»

Что тут скажешь? Похоже, мои коллеги сидят на голодной информационной «диете»... Меня, в свою очередь, интересовали итоги последних выборов в Латвии. К власти опять пришли «правые» партии, и, как ни странно, в этом им немало помогает нагнетание старых страхов и лозунгов типа «русские вернутся»... Ну с этими фобиями понятно, но почему, спрашиваю, к Беларуси–то у ваших праворадикальных СМИ такое предвзятое отношение? О том, что у нас построена новая Национальная библиотека, или новый вокзал, или новый агрогородок, у вас никогда не прочитаешь, зато неумных анекдотов в духе «парижских борделей» полно.

Вот последний из подобных казусов. Газета «Rigas Balss» откликнулась на известную историю с 10–летней Викой Мороз, которую итальянская семья удерживала у себя, но благодаря законной позиции МИДа она вернулась домой. Но как откликнулась!.. «Rigas Balss» написала, что Беларусь не разрешила остаться 17–летней (??!) Вике в Италии, опасаясь, что ее затянет в омут капитализма и она попадет в бордель... И это не постеснялись написать о 10–летней девочке, сироте, не думаю, кстати, что журналист не знал истинный возраст ребенка. Но напиши он правду — «клубничка» с антибелорусскими «сливками» приобретет иной вкус. И тем не менее — зачем так беспардонно врать?

Что ж, некоторые из рижских журналистов честно ответили мне на этот вопрос.

Тут на днях авторитетнейший лондонский исследовательский центр «Economist Intelligence Unit» пришел к выводу, что Латвия достигнет уровня жизни развитых европейских стран только через 40 лет.

«Нам столько лет вдалбливали в головы, что только в ЕС лучшая жизнь, и если вы не вступите в него, то пропадете, — рассказывает мне коллега. — И тут на тебе — ждите «...40 лет до уровня ЕС»... А белорусы выбрали свою модель и успешно развиваются. Как все это теперь объяснить?»

Мне кажется, что есть много вопросов, которые латвийцы должны задать прежде всего себе. Меня спрашивают, например, о государственной прессе — дескать, насколько она независима? А насколько независимо популярное рижское издание, которое принадлежит шведскому, американскому и Бог знает еще какому капиталу? Газета «Diena» посвящает целые развороты несуществующим «белорусским проблемам», зато о своей, самой главной, написала скромную заметку — «В Латвии растет число евроскептиков». И без комментариев.

Впрочем, пусть с этим разбираются сами латвийцы. Я лишь замечу, что чем дальше, тем труднее малевать нашу страну черными красками. Потому что инвесторы не приходят туда, где плохо. А Латвия — в пятерке наших крупнейших инвесторов. Причем их интересует сегодня все — об этом специальный репортаж моего коллеги с форума.

...Что же касается вопроса, с которого я начала эти заметки — «Чего нет в Беларуси?» — то он, очевидно, неактуален. Ведь не для этого ехали к нам бизнесмены, имена которых вы встретите в известном справочнике «600 миллионеров Латвии». Что есть в Беларуси и Латвии и чем мы можем быть друг другу полезными — так стоит сегодня вопрос. И отвечать на него не только приятно, но и полезно.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter