Лучше на велосипеде в магазин, чем на автомобиле в аптеку

Моей соседке Адамовне уже за восемьдесят

Тем не менее почти каждый день видел, как она катит на велосипеде в магазин. Попробовал однажды посочувствовать женщине, но она только улыбнулась в ответ. Мол, лучше на велосипеде в магазин за продуктами, чем в аптеку на автобусе — за лекарствами.

Да, Адамовне можно только позавидовать. Вряд ли в ее годы мы будем так уверенно крутить педали. Уже в 40—50 жалуемся на давление, лишний вес, боли в суставах и еще на добрый десяток всяких болячек. Причина — по преимуществу сидячий образ жизни и «автозависимость». Даже в моем небольшом райцентре Глубоком, где проживают тысяч двадцать человек, в часы пик в центре на улицах образуются… автомобильные пробки.

Машину имеет сегодня почти каждая семья, иные «заводят» по две-три. На работу отдельно на машинах едут муж, жена, дети, щеголяя перед коллегами дорогими иномарками. Вроде соревнования: у кого круче… В Европе этим «недугом» давно переболели, там уже считается неприличным демонстрировать дорогой автомобиль. Все больше людей пересаживаются на велосипеды. Одна моя знакомая, которая вернулась из Италии, рассказала о таком примечательном факте: владелец компании по производству знаменитой мебели ездит на автобусе, да еще показывает льготное удостоверение пенсионера.

А недавно с интересом узнал, что в России существует велосипедное движение «Русвелос» — инициирует строительство велосипедных дорожек, пропагандирует здоровый образ жизни. Да и часть московской полиции этим летом, в качестве эксперимента, пересаживалась на велосипеды (по примеру Германии, где есть даже велоакадемия для обучения полицейских).

А что у нас? Балом правит автомобильный бум. Да, кое-где строятся велосипедные дорожки. Да и отечественные велосипеды не многим уступают европейским по качеству. Однако, увы, до «велосипедной зависимости» белорусам еще далеко. Да и общественный транспорт еще не всех удовлетворяет своей комфортностью и быстротой. Лишь один раз в год в Беларуси проводится День без автомобиля под девизом «На работу — не на личной машине, а на общественном транспорте», и, конечно, погоды не делает. Хотя лично мне было приятно увидеть, как один из министров добирался в этот день до своего офиса пешком.

Пример здорового образа жизни показывает всем глава государства Александр Лукашенко. Он дружит и с велосипедом, и с лыжами, и в легкоатлетических кроссах участвует, и в хоккей играет. Многие работники госаппарата также своим подчиненным показывают в этом отношении хороший пример. Так, председатель Глубокского райисполкома Олег Морхат почти каждое утро ходит по три километра из дома до райисполкома. Говорит, что лучше видит, как и чем живет город, а заодно получает заряд бодрости.

Думаю, что господство машин над человеком окончится, когда он поднимется на новый уровень культуры, когда начнет беречь здоровье — свое и окружающих.

Владимир САУЛИЧ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter