Лучше меньше, да лучше

"Знай я лет десять назад о предстоящих образовательных новациях, - призналась как-то моя бывшая классная, - наверное, ушла бы из школы".
"Знай я лет десять назад о предстоящих образовательных новациях, - призналась как-то моя бывшая классная, - наверное, ушла бы из школы". Однако сегодня двенадцатилетка, пятидневка, 10-балльная система оценки знаний, новое содержание образования (те самые новации) ни ее, ни коллег-педагогов уже не пугают. Понятно, что учителя, ученики и их родители привыкли жить в режиме преобразований не сразу. На первых реформенных порах у каждого, кто имеет отношение к школе, сомнений, отчасти обоснованных, было немало. Прошли годы, и реформа доказала право на жизнь.

Больше всего сомнений и споров вызывал переход на двенадцатилетнее образование: зачем детям корпеть над учебниками лишний год? Оказалось, этот самый "лишний" год позволил сделать субботу выходным днем для ребят и сократить учебную нагрузку. В 2004 году образовательные программы предполагается облегчить еще на 20 процентов. Прежде всего за счет восстановления баланса между количеством часов общественно-гуманитарных и естественно-математических дисциплин. А те, кто желает знать тот или иной предмет глубже, могут изучать его факультативно.

Есть у нововведения и еще один плюс. Как показал недавний мониторинг качества знаний по математике, русскому и белорусскому языкам, уровень подготовки учеников 5-х классов двенадцатилетки выше, чем у их сверстников - 6-классников, которые занимаются по программе одиннадцатилетней школы. Третьеклассников тестировали по чтению. Так вот: с тестовыми заданиями справились более 80 процентов ребят. Эти результаты признаны весьма неплохими, а ведь впереди еще полгода учебы...

"Разгрузочный" процесс одним только сокращением учебных программ не ограничился. Уменьшается количество выпускных экзаменов: у нынешних 11-классников их будет всего 3, а не 4, как в прошлом году. Белорусский или русский язык впервые предстоит сдавать в форме централизованного тестирования. Споры по поводу ЦТ не стихают, но факты упрямо свидетельствуют в его пользу: почти половина выпускников, ставших студентами-бюджетниками государственных вузов, в качестве вступительных отметок предъявили сертификаты централизованного тестирования.

Переход на 10-балльную систему оценки результатов учебы безболезненным не назовешь. Почти полгода ученики и наставники не могли толком разобраться с критериями выставления "шестерок", "семерок", "восьмерок" и т.д. и пытались переводить их на "изъятую из обращения" 5-балльную шкалу. Больше других нервничали претенденты на медаль. Однако число медалистов в 2003 году по сравнению с предыдущим выпуском не уменьшилось: обладателями "золота" стали 5,5 тысячи (или 5,8 процента выпускников, как и годом раньше). На успеваемость остальных учеников, чего опасались многие, 10-балльная система тоже особо не повлияла: в минувшую вступительную кампанию 85 процентов вчерашних школьников своими знаниями доказали право на студенческий билет.

От чего на самом деле все устали, так это от бесконечной эпопеи с переизданием учебной литературы. Бывало, что учебник еще типографской краской пахнет, а уже признан... морально устаревшим. Наконец Министерство образования решило покончить с монополизмом в учебном книгоиздании и объявило среди авторских коллективов конкурс. Итоги его уже известны: лучшими признаны 7 рукописей. И есть все основания полагать, что в изданном виде они не станут учебниками-однодневками.

Конечно, не все из задуманного реализовано. Скажем, гимназии, так называемые учебные заведения нового типа, должны быть в каждом районе страны. Между тем, если выражаться канцелярским языком, дифференцированным обучением охвачено всего 12,6 процента сельских школьников, в то время как в городах в профильных классах и в классах с углубленным изучением предметов учится примерно половина школьников. А ведь право на получение глубоких знаний имеет каждый ученик.

По большому счету, реформа позволила по-новому, творчески взглянуть на образовательный процесс. И учителя-новаторы сразу же эту возможность оценили, и у родителей появился выбор: хочешь - отдавай ребенка в класс, где по традиционной методике преподают, хочешь - в экспериментальный развивающий. Правда, не обошлось без скандала. Недавно из эксперимента была изъята достаточно популярная российская программа "Школа-2100". Говорят - по причине сложности для восприятия подготовишек-шестилеток (для сведения: в России в школу идут с 6 с половиной лет) и отсутствия "национального компонента". Странно, почему же тогда родители встают горой за то, чтобы дети продолжали учиться по этой программе? Спору нет, работу экспериментальных образовательных площадок уже давно пора упорядочить. Другое плохо: коль в этом возникла необходимость, значит, давая "добро" на новации, чиновники забыли золотое правило: семь раз отмерь, один отрежь. Тем более когда дело касается школы...

От тех, кто сегодня у руля реформы, ожидают взвешенных и продуманных решений. Государство уделяет системе образования особое внимание. На образовательные нужды в нынешнем году планируется потратить седьмую часть консолидированного бюджета. И распорядиться этими средствами следует разумно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter