Лучше крепко стоять, чем хорошо лежать

Фермеры Ляховичского района ломают стереотипы
Фермеры Ляховичского района ломают стереотипы

Четырнадцать лет насчитывает история развития фермерства в Беларуси — история, в которой большинство страниц заполнено рассказами о тяжелых временах, проблемах, непонимании и разочаровании. И все же людей, которые решили посвятить себя фермерству, не становится меньше. Что это? Исконная тяга человека к земле? Желание доказать себе и окружающим, что жива в нас крестьянская жилка и главное, что человек оставляет после себя — это не кипа исписанной бумаги, а то самое пресловутое дерево, посаженное своими руками? Что ребенок, знающий истинную цену хлебу, пронесет это знание в себе до старости и передаст его своим детям? В поисках ответов на эти вопросы я отправилась в поездку по фермам Ляховичского района, славящегося крепкими фермерами, упорно вкладывающими в землю свои средства и труд.

На тебе, боже, что нам не гоже?

Ферма «Доманская» Ивана Шкляника начиналась в 1991 году с 6 гектаров, а с прошлого года она занимает уже 190 гектаров. Кстати, в среднем по Брестской области на одно фермерское хозяйство приходится около 33 гектаров.

Первое, что меня поразило, — огромные кучи камней при въезде на земли хозяйства.

— Это камни, которые мы выбираем с полей. А вон там, дальше, — валуны, видите? Их техникой вытаскивали, — объясняет Иван.

Земля Шклянику досталась запущенная, это понятно. Разве отдаст СПК частнику хорошие поля? Практически все фермеры получают участки по принципу «На тебе, боже, что нам не гоже», и все начинают с одного и того же — со сбора камней и борьбы с сорняками. Здесь и глубокая вспашка, и агрохимия в ход идут.

Шкляник показывает мне те поля, которые засеял впервые в этом году, и те, которые под культурами уже несколько лет.

— Видите разницу? Здесь пока только картофель и можно посадить, сорняки да камни другого не позволят, а вот здесь после агрохимической обработки сахарная свекла взошла. Чистенькая...

Но гордость фермера — пшеница. В этом году под ней уже 49 гектаров (в прошлом было 45), на 23 — гречиха, на 36 — зернобобовые культуры (люпин, соя), на 29 — картофель, на 34 га — сахарная свекла.

Урожайность у Ивана Шкляника одна из самых высоких по району — 37,6 центнера пшеницы с гектара получил он в 2004 году.

Рассказывает, что дома его практически не видят. Часто остается он ночевать у родителей в деревне, особенно когда самое горячее время — посевная да уборка урожая.

— Ну а как с заработком? Приносит ферма доход? — спрашиваю.

— Доход приносит, да только я все стараюсь вложить в технику. Тракторов у меня уже 4, 3 автомобиля, 2 погрузчика. На сезон 8 рабочих нанимаю в помощь.

На мой вопрос, что его толкнуло к земле, Иван не отвечает. Смущается, как мальчишка. Переводит разговор на свои планы на будущее, на насущные проблемы.

— Планирую построить овощехранилище, без него невозможно выращиванием овощей заниматься... И обидно, когда то, что может на нашей земле расти, везут из Польши или Украины.

И лишь когда я настойчиво повторяю вопрос о том, что повлияло на его решение стать фермером, говорит:

— Рискнул. Делаю то, к чему приучен с детства. Я другой работы не представляю, только на земле.

Помидорная страна

В хозяйстве «Улазовичи» Олега Бондаря — другая гордость: 7 гектаров помидоров в открытом грунте. Для Ляховичского района — диковинка, здесь климат для такой культуры холодноват. И все же растут томаты, цепко держатся корнями за грунт и тянутся–тянутся к неласковому солнцу.

— Олег, как же вам удается их здесь, в открытом грунте, вырастить? Помидоры — культура капризная и у дома в теплице не вызревают: то фитофтора, то жук, то еще какой–нибудь вредитель...

— У меня они тоже не сразу выросли, — смеется Олег. — Ферме второй год только.

Лукавит Бондарь: хоть и два года ферме, а опыт выращивания овощей у него большой, до этого много лет занимался овощеводством на приусадебном участке. Сейчас под овощами в «Улазовичах» 18 гектаров: на 3,5 — ранняя капуста, на 4 — лук репчатый, на 2 — огурцы, остальное под помидорами.

В прошлом году Олег Бондарь получил 70 тонн томатов и 60 тонн капусты.

Говорит, что для фермера главное — смотреть, слушать, читать и думать. Тогда все получится. А еще — интерес! Если дело, которым занимаешься, интересно для тебя, значит, ты на своем месте.

Здесь будет сад...

Ровные ряды яблонек за сетчатой оградой (огорожено здесь ни много ни мало, а 100 гектаров земли!) привлекают внимание каждого, кто проезжает по шоссе Барановичи — Ляховичи.

Хозяина сада Владимира Радюка мне застать не удалось — он был в отъезде, искал специальную косилку, которая проходит междурядья и яблоньки не задевает. А вот с его женой Людмилой мы познакомились и вместе поехали посмотреть фермерское хозяйство.

— Я не смогу рассказать вам все подробно, так как занимаюсь другими делами. Ферма — это детище мужа, — говорит Людмила.

У Радюков, кроме фермы, есть еще салон–парикмахерская, магазин и кафе.

Выращивают они картофель, морковь, сахарную и столовую свеклу, пшеницу. В магазине продают выпечку собственного производства из своей же муки. Но сад, сад — это особое.

— Я сначала даже плакала, когда про яблони услышала. Мы ведь все решения с мужем совместно принимаем, и я была против, — рассказывает Людмила. — Почему вдруг яблони? С чего бы это? А потом поняла, что это его мечта, и согласилась.

Пока мы прохаживаемся между яблоньками, а они маленькие, чуть достают мне до плеча — такой сорт, она рассказывает, что вложение средств в сад — это огромный риск. Саженцы и не принимались, и мерзли, и воровали их! Похитители умудрились даже с ограды фермы сетку снять. Деньги–то в саженцы вложены сейчас, а полноценного урожая в лучшем случае Радюки дождутся через 5 лет, в худшем — через 10. И все это время сад требует самого тщательного ухода — обрезки, формирования кроны, подкормки, борьбы с вредителями...

— И все же, когда яблоньки зацвели, а в этом году на первых саженцах уже будут плоды, мне казалось, что я заново родилась, — сказала Людмила. — Понимаете, человек должен иметь что–то в жизни, чем он может гордиться, что–то, что останется после него. У нас это ферма, сад...

А еще Людмила вспоминала, что когда они получили первый урожай пшеницы, то привезли на поле детей — сына и дочь, чтобы ребята увидели, как хлеб желтой рекой сыплется в машину, — зерно, выращенное на собственном поле.

— Я уверена, что этого дети не забудут никогда, — говорит Людмила.

Друг или враг?

Конечно, далеко не все у фермеров так безоблачно. Все они в один голос жаловались на проблемы со сбытом продукции.

— Знаете, такое чувство, что мы заготовителям враги, — говорил Иван Шкляник. — Привезу на оптово–розничную плодоовощную базу в Минск машину капусты, работники «выкопают» в кузове пять самых плохих кочанов и требуют сбросить цену на треть. А куда денешься, если в такую даль приехал?

Хотя о полученных фермерами урожаях в Ляховичском райисполкоме говорят с гордостью: порой самые высокие на Брестчине, в ситуации со сбытом продукции только плечами пожимают.

«Помочь фермерам в этом вопросе мы не можем, — прокомментировал ситуацию главный агроном управления сельского хозяйства и продовольствия Ляховичского райисполкома Игорь Яворчук. — Нигде, ни в одном законе это не оговорено. Другая помощь — пожалуйста! Мелиорацию участка провести, выделить дополнительные земли...»

Впрочем, проблемы со сбытом фермерской продукции возникают не только в Ляховичах. Фермеры из Лунинца и Барановичей, те, кто выращивает ягоды, сейчас озабочены тем, что на оптовых рынках Минска все места заняты перекупщиками, а людям от земли, тем, кто эти самые ягоды своим потом омывает, мест как раз и не находится. И опять в жалобах звучит слово «враги» — враги заготовителям, враги торговле... Мечутся хозяева с готовой продукцией по стране, а потом находят сбыт, например, в России. Как будто нам свои овощи и фрукты, дешевые да не перекормленные химикатами, не нужны.

Говорили мне фермеры и о том, что неплохо бы было, если бы государство помогало им с покупкой техники, со строительством таких необходимых овоще– и зернохранилищ, с арендой необходимых помещений.

И все же не благодаря, а будто бы вопреки растут фермерские хозяйства в районе, развиваются. Вот кто–то рядом со своими землями запущенное поле присмотрел и уже год забрасывает вышестоящие инстанции просьбами его к ферме присоединить: жалко ведь, хорошая земля там! А кто–то, рискнув, берет в аренду бывший колхоз — более 5 тысяч гектаров! И поднимает его, и живущим там людям работу дает, и опять не спит ночами — впереди уборка урожая и, будь он неладен, этот сбыт!


Справка «СБ»

В 2001 году в Ляховичском районе под фермерские хозяйства был выделен 121 гектар земли, в 2005–м — 571 гектар. Сейчас в районе 17 фермерских хозяйств.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter