Лучше хороший рабочий, чем неуч с дипломом

А это экономическая категория. «Рыночная стоимость многих ведущих корпораций основывается исключительно на командах интеллектуалов, которые работают в них, на способности этих команд генерировать новые продукты и идеи», — сказал Президент.

ЛЮБАЯ успешная экономика невозможна без опоры на то, что в современном мире называется человеческим капиталом, отметил в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Александр Лукашенко.

А это экономическая категория. «Рыночная стоимость многих ведущих корпораций основывается исключительно на командах интеллектуалов, которые работают в них, на способности этих команд генерировать новые продукты и идеи», — сказал Президент.

Если говорить об этом применительно к высшему и среднему специальному образованию — а вступительная кампания в Беларуси набирает обороты, — то при наборе в вузы и ссузы нужно выработать те механизмы, когда интересы национальной экономики и каждого конкретного абитуриента совпадали бы. То есть, к примеру, не хватает рабочих специальностей — пытаемся заинтересовать ими молодежь. Или в крайнем случае ограничиваем количество поступивших в вузы на специальности, которые экономикой страны не востребованы.

Но что видим мы на деле? Министерство образования только что проинформировало о еще одной корректировке в правилах поступления — о снижении пороговых значений ЦТ при дополнительном наборе в вузы. В новой редакции правил приема предусмотрели пункт номер 35: «На места, определенные контрольными цифрами приема, оставшиеся после зачисления абитуриентов вакантными, может осуществляться дополнительный набор, сроки и условия которого определяются Министерством образования». То есть «в дело» (в зачет поступающим) пойдут отметки по учебным предметам, приравниваемые к неудовлетворительным. Это баллы от 0 до 9 (включительно) по русскому и белорусскому языкам; от 0 до 14 — по математике, физике, химии и биологии; от 0 до 19 баллов — по истории Беларуси, всемирной истории новейшего времени, обществоведению, географии, иностранным языкам.

Этот факт, конечно, играет на руку абитуриентам, которые не пройдут на бюджетные места. Не воспользоваться таким уникальным шансом будет просто глупо. Но не сделает ли такая преференция вузам медвежьей услуги? Ведь во время учебы бывшие абитуриенты с разными проходными баллами будут учиться вместе.

Как я полагаю, при отборе в вуз в абитуриенте нужно раскрыть потенциал, с помощью которого тот способен освоить университетскую программу и не дискредитировать диплом о высшем образовании. И это учитывая белорусские реалии, когда экономика страны с массовым тиражированием престижа высшего образования нуждается не в специалистах с высшим, а именно со средним специальным образованием.

К слову, пороговые значения ЦТ, в общем случае, то есть в основную пору подачи документов, позволят отсеять слабо подготовленных абитуриентов, чтобы те продолжили обучение в ПТУ и ссузах. Правда, когда в 2013-м на бюджетные места вузы недобрали более 1,5 тысячи абитуриентов, те вовсе не рванули за средним специальным. Ни очередей в ПТУ и ссузы, ни высоких конкурсов там не наблюдалось. Это опять же говорит о недостаточной, а то и неудовлетворительной работе — как Министерства образования, так и самих ПТУ и ссузов, которые, по идее, должны быть заинтересованы в активной презентации самих себя. Заняться активной пропагандой такого обучения (не секрет, что многие молодые люди все еще считают его второсортным, непрестижным), заинтересовать рабочими специальностями мог бы попытаться и потенциальный работодатель, предложив абитуриенту, например, дополнительную стипендию и ряд социальных льгот. Но, как видим, это интересно немногим.

Справедливости ради, новая идея ведомства о снижении пороговых значений пр дополнительном наборе заключается как раз в том, чтобы грамотно перераспределить абитуриентов. Ведь как бы там ни было, бюджетное место — это кадровое требование экономики, а студенты-бюджетники востребованы народным хозяйством. Посмотрим, сработает ли…

Татьяна УСКОВА, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter