В Белгосфилармонии готовят одну из самых нестандартных премьер последнего десятилетия

Лучше хором

В самом верху афиши — четыре женских имени, с которых все началось. Ниже заявлены участницы опять–таки женского струнного квартета и сочно алеет дата премьеры — 13 апреля. Но это далеко не про весну и девичьи грезы. Хотя подробностей в Белгосфилармонии сообщают немного — интригуют.


Впрочем, все участники нового проекта Ларисы Симакович о репетициях «Плошчы Якуба Коласа» говорят много, охотно и восторженно. Здесь все — эксперимент. Объединение в одном произведении музыки современного белорусского автора и зарубежных классиков. Действие, перетекающее из дня сегодняшнего на 100 лет назад и обратно через стихи и дневниковые записи Якуба Коласа. Государственный камерный хор, создающий на сцене уже не музыкальный фон, а полноценный спектакль. «На эту территорию мы еще не заходили», — артисты и музыканты предвкушают «что–то грандиозное».

Худрук Белгосфилармонии Юрий Гильдюк обращает внимание на имя автора афиши, которое нигде не указано, — Александра Граховская, одна из тех уникальных исполнительниц, кто способен наизусть петь сложнейшую музыку Стравинского. На сей раз она выступила дизайнером. Еще один сюрприз для меломанов.

Определенно, это будет событие в филармонической и концертной жизни страны. Что доказывают предыдущие 4 большие работы Ларисы Симакович с национальным оркестром Жиновича, артистами национальной оперы и Купаловского театра. Она умеет притягивать талантливых людей, — Юрий Гильдюк сравнивает энергию Симакович с мощностью атомной станции.

Та возражает — когда талантливые люди видят новые возможности для раскрытия своего потенциала, все срастается само. Сейчас, например, точкой отсчета стала ее случайная встреча в коридоре Белгосфилармонии с руководителем Государственного камерного хора Натальей Михайловой, их общее желание сделать что–то такое, чего еще не было и что их друзья и коллеги могли бы поддержать даже при отсутствии финансирования, из одного только интереса к работе. Совпало все. Давняя любовь Ларисы Симакович к поэзии Якуба Коласа — его строки она долго может цитировать наизусть. Юбилей Песняра, тогда широко праздновавшийся по всей стране. Наконец, адрес той встречи, который мог стать адресом будущей премьеры — и станет. От станции метро «Площадь Якуба Коласа» до концертного зала, где в одноименной постановке впервые в Беларуси представят современный хоровой театр, всего несколько метров.

Будущее за синтезом искусств, никто не спорит с очевидным. Ритм жизни ускоряется, мышление публики все шире и динамичнее. И экспериментальная музыка Симакович, перемежающаяся шедеврами Баха, Перселла, произведениями Вайтакра и Лауридсена, у современного хипстера вызовет скорее интерес, чем настороженность. А им, участникам проекта, только этого и надо — завлечь зрителя, остановить стремительный поток его сознания и дать понять, что рано или поздно каждому придется делать свой выбор. Лариса Симакович:

Лариса Симакович
фото Евгения Колчева


— Талант — всегда испытание. Один не выдерживает, собирает чемоданы и покидает страну, сетуя, что театров мало, филармоний еще меньше, финансовая ситуация непростая. Другой остается и пытается создать еще один театр, еще одну филармонию.

В свое время она создала «Госцiцу», первый белорусский пластический фольк–модерн–театр, из которого вышли и Александра Граховская, и Светлана Зеленковская, исполняющая в новой постановке роль Души, одну из главных. Вторая по значимости роль — Мова — у актрисы Купаловского театра Светланы Аникей. Имя солистки Большого театра Дианы Трифоновой на афише «Плошчы Якуба Коласа» значится не в первых строчках. Но для нее Симакович еще мечтает написать монооперу, в которой Диана могла бы перевоплотиться в самых знаковых героинь великого прошлого нашей страны, с хором «для исторического антуража». То есть не исключено, что у «Плошчы Якуба Коласа» будет продолжение, хотя «Свадебку» Игоря Стравинского в постановке Ларисы Симакович, премьера которой состоялась 10 лет назад также 13 апреля, публика увидела всего однажды. Но жанр хорового театра как минимум на зрительское любопытство может рассчитывать. Диана Трифонова уже дала свое согласие на участие в будущей моноопере, у которой даже есть название — «Шляхтянка». «В стол я не работаю», — уточняет сама композитор. Найдутся ли меценаты, которые смогут поддержать такую нестандартную затею, конечно, большой вопрос. Но эти люди попытаются создать здесь еще один театр.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter