Лучше гор - только Марьина Горка

Двор у Артура и Армена Тоноянов в деревне Мощеново Пуховичского района - один на два дома. И это совсем не от бесхозяйственности.
Двор у Артура и Армена Тоноянов в деревне Мощеново Пуховичского района - один на два дома. И это совсем не от бесхозяйственности. Живут во дворе два брата со своими семьями. Такое у них правило - ничего не делить. Первым в Беларусь из Армении приехал Артур - еще в 1994 году. Следом - жена с детьми. Дома, на родине, где землетрясение стерло с лица земли целые города, Тонояны оказались без работы. А жить за что? Вместе с другими пожитками захватили и семена цветов Армении, родного Ленинакана. Лучше других прижилась пальма. Она и теперь украшает огромную дворовую клумбу.

И хозяйствуют, огород содержат Тонояны тоже вместе. Раньше никак не могли с бульбой угадать. Сколько посадят - столько и накопают. А нынче урожай семена превысил. Аламара - жена старшего брата - научилась печь драники, колдуны потихоньку осваивает. Но лучше всего удаются пироги, разные печеные сладости. Их какими только зверушками и птичками не украшает - соседи, которым дарит свои печеные чудеса, не успевают удивляться. Держат Тонояны и хозяйство - домашнюю птицу, двух телят. Хотя у братьев руки и душа больше к технике лежат. Артур - главный энергетик в местном сельхозпредприятии, Армен по образованию - механик. Работал в соседней Затитовой Слободе заведующим мастерскими. Хозяйство, которое носило имя Василия Ивановича Чапаева, присоединили к колхозу "Пуховичи". Народ по этому поводу саркастически пошутил: "Хотели как лучше, а получилась "Чапуха". Мол, Чапаева с Пуховичами скрестили. Но жить-то все равно надо. Тонояны другое место искать не собираются. К Мощенову, где хозяйство им два новых кирпичных дома бесплатно выделило, привыкли. Надеются, что с работой все наладится. Тем более что у колхоза начался новый этап присоединения. Теперь уже к местному предприятию водных систем - мелиораторам, которые сегодня тоже почти без работы оказались. Сын Тоноянов-старших Завен ходит в СШ N 1 Марьиной Горки. Добирается на электричке.

В школе, между прочим, преподавание полностью ведется на белорусском языке. Но дискомфорта Завен никакого не испытывает. По-белорусски разговаривает даже лучше, чем на армянском. Дядя Армен по этому поводу замечает: "Надо попросить, чтобы мать - она тоже к нам собирается переезжать - книги на родном языке привезла..."

Из разных бывших советских городов и весей едут в Беларусь, в том числе на Минщину, переселенцы. Только в Пуховичском районе живут сегодня армяне и азербайджанцы, грузины и узбеки, чеченцы и туркмены, таджики и казахи... Все они - народ Беларуси. Всем находится работа. Все оказываются в состоянии обустроить жилье.

В деревне Скобровка мы познакомились с семьей Зариповых. Переехали они в госплемзавод "Индустрия" в самый развал Советского Союза. В Беларусь привела безработица: родное сельхозпредприятие в Кустанайской области Казахстана на ладан дышало. Зариповы - ингуши. В целинный край этот народ, как известно, выслали в годы Великой Отечественной. В Казахстане Ильмира выросла, вышла замуж, родила троих детей. На Северный Кавказ так и не вернулась. А когда в Кустанайской области жить стало тяжело, поначалу хотела ехать в Ингушетию. Но запахло в воздухе новыми конфликтами. Судьбу свою, судьбы детей решила не испытывать. Работу в Беларуси нашла сразу же - на молочнотоварной ферме. А теперь и заведующей стала. Нет в хозяйстве праздника, чтобы Ильмиру не поощрили, чтобы ее не заметили. Дети, которые уже отдельными семьями живут, переживают, что мамочке надо бы больше отдыхать. Но разве она их послушает? Думает еще и о младшеньком - Сергее, который в Беларуси родился и пока что учится в школе. Надо ведь и о нем еще позаботиться. Хотя и взрослые дети, и сама Ильмира в один голос говорят, что жить в Беларуси спокойно, день свой завтрашний планировать можно. Глядя по телевизору репортажи с Кавказа, Зариповы и представить себе не могут, что из Казахстана могли бы и туда поехать.

Может быть, и не в самых лучших хозяйствах Минщины обустроились нынче переселенцы из Армении и Казахстана. Могли бы эти семьи попасть и в несвижский "Снов" или "Прогресс", что на Гродненщине. Не платят в пуховичских хозяйствах большие зарплаты на ферме, да и трактористу в поле тоже... Но ни на кого не жалуются переселенцы. Ведут хозяйство, растят детей, делают, что могут, чтобы и в их колхозах было больше зерна, чтобы коровы давали больше молока. Тогда и зарплата будет выше. Но и сейчас на свою "белорусскую судьбу" армяне Тонояны и ингуши Зариповы, да еще добрых пару десятков пуховичских семей переселенцев не жалуются. Радуются и скромному своему достатку, новой природе и тишине, которая царит в их новых домах...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter