Минск
+5 oC
USD: 2.59
EUR: 2.83

Как студентам БГУ помогают создать собственный бизнес

Лучше быть богатым и хорошим

Стартап-центр БГУ научит поиску инвесторов для реализации студенческих проектов и не только

В 2018 году БГУ стал одним из семи участников экспериментального проекта Министерства образования «Совершенствование деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0». Его главная цель — реализация интеллектуального и творческого потенциала молодежи с последующей коммерциализацией их разработок. Чтобы помочь им сделать первые шаги на пути от появления идеи до создания полноценного бизнеса, на базе БГУ в сентябре открыли стартап-центр. Его руководитель Дмитрий МИКУЛКО в беседе с корреспондентом «СГ» рассказал, чем конкретно занимается новое подразделение, по каким критериям отбираются проекты студентов и кто будет помогать в продвижении своего дела. 

Дмитрий МИКУЛКО (в центре) с участниками первой стартап-школы.

— Дмитрий, что собой представляет концепция «Университет 3.0»?

— По сути, это модель, которая рассматривает более активный вклад университетов в развитие экономики, основанной на знаниях, посредством коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности и создания новых наукоемких предприятий. Реализация проекта у нас протекает по двум направлениям – внесение изменений и дополнений в учебный процесс и создание субъектов инфраструктуры, которые будут обеспечивать условия для коммерциализации и развития предпринимательства. БГУ начал двигаться в этом направлении уже давно, о чем свидетельствуют и наличие в структуре комплекса собственных инновационных предприятий, и рост экспорта наукоемкой продукции. Одним из следующих шагов на пути к развитию стало создание одного из элементов инфраструктуры – стартап-центра.

— Можно детальнее, какие функции он выполняет?

— Во-первых, поиск инициативных людей с интересными идеями. Во-вторых, их обучение — ведь для того чтобы превратить задумку в проект, способный заинтересовать инвестора, нужно составить грамотный бизнес-план. Итог — проводить мероприятия и создавать площадки, где можно презентовать сформированные и оформленные идеи потенциальным инвесторам и бизнес-сообществу. Для этого мы уже провели первую стартап-школу, где с ребятами работали преподаватели и тренеры, непосредственно занимающиеся предпринимательством. Например, с основами маркетинга их знакомил директор маркетингового агентства, о юридических моментах рассказывал представитель профильной компании. Основная задача здесь — подготовить такой бизнес-план, который позволит в будущем реализовать проект. Дальше будем анализировать, на что нужно делать упор, насколько это эффективно и хватает ли тех знаний, что даем. 

— Кто мог стать участником такой школы? 

— Первая стартап-школа была нацелена на студентов, желающих реализовать свою предпринимательскую идею в виде малого бизнеса. И в целом планируем оказывать содействие в запуске собственного бизнеса исключительно студентам и преподавателям БГУ.

— И сколько проектов рассмотрели?

— Изначально нам поступило 28 заявок, однако по итогам собеседования это число сократилось в два раза. Затем на протяжении двух недель оставшиеся участники учились презентовать свою идею, после чего представили ее комиссии, состоящей из руководства БГУ и представителей бизнес-сообщества. Специалисты оценивали потенциал проекта и возможность его реализации. Так отсеялись еще 4 команды. Остальные студенты отправились на двухмесячное обучение, где им рассказывали, как правильно писать бизнес-планы по различным направлениям: производственному, финансовому, юридическому, бухгалтерскому и так далее. В итоге к концу школы осталось 7 проектов. 

— Есть среди предложений студентов что-нибудь действительно интересное и дельное? 

— Знаете, придумать что-то крутое может практически каждый, а вот понимать, какие шаги нужно делать для запуска бизнеса и реально ли его организовать, дано немногим. Первую стартап-школу мы нацеливали на малый бизнес, поэтому мне понравились локальные идеи. Например, одна девушка хочет организовать клининговый сервис по уборке комнат в общежитии. Перед тем как писать бизнес-план, она провела маркетинговые исследования, которые показали, что на подобные услуги есть спрос. Данный сервис будет ориентирован на студентов, которые готовы заплатить определенную сумму за услугу, а не убираться в комнатах и блоках самостоятельно. Будем пробовать запускать. Однако тут, как и в любом начинающем бизнесе, нужно решить немало вопросов: оформить все необходимые документы для открытия, составить и подписать соглашения с университетом, просчитать необходимые ресурсы, понять бизнес-процессы, организовать бухглатерский и управленческий учет и т. д. Для этого в нашей структуре должна появиться следующая ступенька — бизнес-инкубатор. 

— Чем он важен? 

— Бизнес-инкубатор позволяет дать юридический адрес, предоставить на первое время аренду по льготной цене, помочь в бухгалтерском сопровождении. Проще говоря, дать возможность стать на ноги, так как в бизнес-инкубаторе можно работать до 3 лет. Правда, и это еще не гарантирует реализацию абсолютно всех проектов, которые к нам поступают. Как правило, даже лучшие бизнес-инкубаторы мира не дают 100 процентов рабочих бизнесов. Однако без него в реальном мире выживает гораздо меньше проектов. Последний этап в построении полноценной инфраструктуры — создание технопарка. Это уже нужно для тех, кто собирается привлекать серьезные инвестиции и расширять масштабы дела. 

— Для создания бизнес-инкубатора нужны колоссальные средства. Где планируете их искать? 

— Если смотреть на общемировые тенденции, то там финансирование таких проектов имеет разные источники. Это деньги государства из бюджетных источников, средства различных фондов и бизнес-сообществ, успешные люди, которые готовы каким-либо образом вкладываться в инфраструктуру. Сейчас мы собираемся формировать свой бизнес-план для понимания количества нужных нам ресурсов, а также источников их получения. Но тут сразу нужно сделать акцент, что бизнес-инкубатор, как правило, несамоокупаем. Поэтому важно изначально понимать, за счет каких ресурсов он будет функционировать. 

— Конкурс инноваций INNSTART BSU-2019, прошедший в ноябре, как-то помог с поиском потенциальных инвесторов для реализации студенческих проектов и создания бизнес-инкубатора? 

— Скорее он дал нам обратную связь. Мы увидели заинтересованность со стороны бизнес-сообщества, а они рассмотрели в некоторых проектах коммерческий потенциал. Однако сейчас мы понимаем, что нам не хватает «завернутости» в предпринимательство. То есть у нас не были готовы проекты, направленные именно на инвесторов. Теперь видим, в какую сторону развиваться. На март следующего года запланировали Республиканскую конференцию для представителей технопарков, бизнес-инкубаторов, стартап-центров вузов. Надеюсь, конференция даст понять, в какой точке мы сейчас находимся и что нужно сделать, чтобы успешно двигаться дальше. Лично я вижу ряд препятствий, которые неблагоприятно сказываются на развитии молодежного предпринимательства.

— Какие?

— Например, восприятие предпринимателя плохим человеком, который либо кого-то обманул, либо обворовал. Я помню свое детство, когда нам постоянно говорили, что ты будешь либо богатым, либо хорошим. Такое мнение сложилось у людей в 90-х годах, ведь в те сложные времена действительно хватало нечистых на руку коммерсантов. Сейчас, к счастью, отношение меняется, ведь нормальная модель предпринимательства строится по принципу Win-win, когда от создания бизнеса должны выигрывать все. Для государства это новый налогоплательщик, для обычного человека дополнительное место работы, а для самого предпринимателя возможность заработать, создавая что-то полезное для общества. Благо к нам пришло это понимание, результатом чего стало появление Декрета № 7 «О развитии предпринимательства». 

— Дмитрий, из каких составляющих складывается запуск бизнеса? 

— Идея, команда и ресурсы. Особенно важно последнее. Без финансовых вложений, даже при наличии крутой команды, ничего не получится, на одном энтузиазме далеко не уедешь, так как придется долго развиваться. А в современных реалиях мировой конкуренции это непозволительная роскошь.Если все это сложится, то у бизнеса хорошие шансы стать успешным. 

banny@sb.by

Фото Александра ФЕДОСЕЕВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...