Тренер сборной команды Минской области по велоспорту Алексей Тихонов о предстоящей многодневке по Брестской области

Лучшая тренировка - это гонка

Меньше месяца осталось до Открытого чемпионата страны в многодневной гонке на шоссе среди мужчин на призы «Сельской газеты». С 9 по 14 августа, не жалея ни себя, ни велосипедов, на максимуме возможностей гонщики будут рваться к заветной цели — желтой майке чемпиона. Драйв, кураж и колоссальная усталость… Эти чувства знакомы тренеру сборной команды Минской области Алексею ТИХОНОВУ, который не только возил команду на чемпионат и завоевывал титулы, но и сам участвовал в так называемой «Тур де Брест». Об особенностях многодневки, духе соперничества, развитии велоспорта в глубинке — в беседе с тренером команды Минщины. 

— Алексей, третий по счету «Тур де Брест» на призы «Сельской газеты» не за горами. Уже 14 августа разрешится главная интрига — кто же наденет желтую майку лидера? Ваша команда начала подготовку к многодневке?

— Сейчас у нас так называемый соревновательный период. Мы практически каждые выходные участвуем в турнирах. Ввиду этого какой-то специализированной подготовки нет, больше восстановительной работы. Есть такая поговорка: лучшая тренировка — это гонка. Поэтому мы участвуем в состязаниях и тренируемся с их помощью. Так, недавно прошли международные соревнования по велоспорту на треке «Гран-при Минска», республиканские — памяти Кирилла Орловского в Кировске, 27—30 июля отправимся на велосостязание в Польшу. Так плавно подойдем к брестскому заезду. Работаем по принципу — посоревновались несколько дней, отдохнули. Именно так и набирается спортивная форма. На тренировке создать такие условия невозможно — нет мотивации. 

А стратегия для многодневки по Брестчине давно выработана: выкладываться стараемся уже с первого этапа. Ведь гонщики, которые получают преимущество на первых этапах, в дальнейшем становятся лидерами команды. На них и работают остальные спортсмены. Часто пользуемся такой тактической моделью, и этот год, думаю, будет не исключением. Хотя всякое может случиться. Основной этап, который мы называем королевским, самый длинный по протяженности — около 160 километров. Часто именно на нем и решается судьба гонки в индивидуальной классификации. Ведь в коротких этапах сложно получить преимущество — отрыв в долях секунды. На последнем же, протяженном этапе разрывы могут быть колоссальными — в пять — десять минут. Этот задел гораздо легче удержать. 

— Мужская велогонка — единственная в стране многодневка. Она сложная, но, тем не менее, очень популярная. Чем она так привлекает спортсменов?

— Тем, что лидер постоянно меняется и до конца не ясно, кто же поднимется на пьедестал. К тому же она имеет статус чемпионата республики. Серьезные соревнования дают возможность спортсменам, которые занимают призовые места, оказаться в национальной команде, а восьмерке победителей присваивается звание мастера спорта. Для молодых спортсменов это очень большая мотивация. Если брать юниорский возраст, то гонщикам тяжелее получить такое звание, ввиду того что проходит не так много соревнований и в цене только первые места. Поэтому из сорока человек, предположим, мастерами в течение года реально могут стать всего четыре. Все остальные остаются без званий. Здесь же такой шанс выше, поэтому мотивация больше. К тому же в многодневке у спортсменов просыпается чувство соперничества. Ведь в легкой атлетике и плавании, например, ты чаще конкурируешь со временем. В велоспорте борьба идет больше с соперником. И если на коротких стартах соревновательный дух краткосрочен, то в многодневке он присутствует дольше — чувство соперничества обостряется. Каждый день спортсмен работает на результат. В этом случае поговорка: сильно не обольщайся, когда нашел, и не огорчайся, когда потерял, — не работает. В многодневке жалко терять результат.

— Неоднократные победы вашей команды стали для начинающих спортсменов толчком для развития?

— С этой гонкой связаны приятные воспоминания — наши гонщики, да и я сам, надевали желтую майку лидера. После «Тур де Брест» 2014 года победитель Павел Подоляк, например, попал в основной состав команды велосипедного клуба «Минск». Получается, победа принесла ему определенные дивиденды и дала толчок для развития. Участники прошлого года Антон Ивашкин и Андрей Пешкун после брестской гонки хорошо показывали себя в международных велопробегах. Наши соревнования хорошо дополняют другие старты международных гонок. 

— Выходит, велотурнир — подготовка молодого поколения велосипедистов?

— Да, в течение всего сезона спортсмены совершенствуются, чтобы показывать хорошие результаты на международных соревнованиях. 

— На кого возлагаете надежды в предстоящем велопробеге в Бресте?

— У нас есть перспективные как возрастные гонщики, так и юниоры. Надежды на Пашу Подоляка, который стал победителем гонки 2014 года, Константина Будкевича. Среди менее опытных перспективный Владислав Дубовский, Василий Строков, третий на первенстве республики в групповой гонке, мастер спорта международного класса. Молодые — Данис Бритис и Никита Боровик — будут бороться за майку лучшего молодого гонщика. Конечно, мы нацелены на победу как в командном зачете, так и в индивидуальном. Хотя конкуренция серьезная: традиционно сильные команды у Гомельской и Витебской областях. 

— В команде Минской области перспективные гонщики — уроженцы из районных центров подготовки спортсменов. Значит, велоспорт может развиваться не только в столице?

— Да, не все крутится вокруг Минска. Сейчас мы пожинаем плоды работы тренеров на местах: в команде спортсмены — выходцы из районных баз. Например, Арсений Никонович, стипендиат Национального олимпийского комитета, — из Молодечно, талантливый гонщик Алексей Швырко — из Крупок. В Молодечно, Крупках и Борисове базируются основные центры подготовки спортсменов. Там есть хорошие воспитанники — призеры республиканских соревнований. Это показатель того, что, не имея большой финансовой поддержки, достойной материальной базы, можно вырастить талантливого спортсмена. Ведь велоспорт дорогостоящий: его можно приравнять к авто- и мотоспорту. Представьте: у одного гонщика должно быть только велосипедов четыре единицы, не говоря об экипировке. Конечно, проблема в том, что этот вид слабо финансируется. Поэтому основной результат зависит от тренеров. Благо такие еще остались, поэтому велоспорт будет развиваться и в глубинке. 

bizyk@sb.by

Фото автора и Сергея ЛОЗЮКА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter