Знаменитый польский режиссер Ежи Гоффман представил брестчанам обновленную версию своей культовой ленты «Потоп»

Лучшая работа Гоффмана

Знаменитый польский режиссер Ежи Гоффман представил брестчанам обновленную версию своей культовой ленты «Потоп». Для этого 83-летний творец специально приехал в Брест.


Польский классик Ежи Гоффман известен белорусскому зрителю прежде всего по фильму «Знахарь». Но мировую славу режиссеру принесли масштабные исторические экранизации романов Генрика Сенкевича: «Пан Володыевский», «Огнем и мечом», «Потоп». Последняя картина, к слову, в 1975-м была номинирована на «Оскар». Но тогда статуэтку за лучший фильм на иностранном языке получил Федерико Феллини за ленту «Амаркорд». 

На встрече в Брестском гор-исполкоме режиссер признался, что с городом над Бугом у него связано много воспоминаний: 

— Когда-то мы часто ездили в Советский Союз по железной дороге. Почти каждый год. В вагонах тогда еще не меняли колесные пары, и у нас было достаточно времени, чтобы погулять по Бресту. В один из таких визитов я купил здесь массивную сковороду для приготовления цыпленка табака. Она была замечательной. Но во время ремонта в моем доме ее кто-то украл. 

Ежи Гоффман также вспомнил, как в начале 1950-х годов он забыл чемодан на советско-польской границе. Режиссер возвращался в Польшу, а в чемодане вез 17 бутылок спиртного для друзей и пижаму для себя:

— Приехал в Варшаву, а чемодана нет. Через Москву с огромными трудностями нашел телефон Брестской таможни. Позвонил. Мне сказали: будете ехать обратно в Союз, возможно, вернем. Я взмолился: «Вы человек или нет? Как я друзьям после этого в глаза смотреть буду?» Сотрудник таможни посмеялся, но чемодан в Варшаву мне прислали. Со всем содержимым.

Ежи Гоффман рассказал журналистам о своей картине «Потоп», которая создавалась при участии «Беларусьфильма». Здесь снимали некоторые сцены. Режиссер убежден — это его лучшая работа: «Спустя 40 лет я решил смонтировать картину заново. Хронометраж ленты сократился с пяти часов до трех. Все-таки зритель сегодня другой, привыкший к клипам, к интернету. Мы убрали из фильма все то, что объясняет ход событий, который и так понятен. Назвали картину «Потоп. Redivivus», что с латыни переводится как «воскресший», «возвращенный к жизни». 

Отвечая на вопрос корреспондента «Р» об отношении самого режиссера к популярному в СССР фильму «Знахарь», Ежи Гоффман отметил:

— «Знахарь» — неплохая мелодрама, за которую мне не стыдно. Но «Потоп» — это все же работа другого масштаба. Она требовала огромной концентрации сил. По размаху эта лента не уступает голливудским картинам. Мы снимали «Потоп» 500 дней со смешным даже по тем временам бюджетом — 3 млн долларов. У нас были один объектив и одна камера. Впрочем, зрителя никогда не интересовал процесс. Ни пот, ни слезы, ни затраченный труд. Всем интересен только конечный результат.

p.losich@gmail.com

Фото Надежды БОСАК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter