Луч света

У офтальмологов лазер уже 20 лет — конкурент скальпелю
У офтальмологов лазер уже 20 лет — конкурент скальпелю

В фантастических романах Герберта Уэллса и Алексея Толстого всемогущий луч оказывался в руках сил зла. Люди же всегда мечтали о луче-труженике, луче-помощнике, луче-созидателе.

Им стал лазер. Сегодня он вездесущ. Пока ученые придумывают все новые технологии, в медицине лазер словно сам ищет болезни, чтобы их побеждать.

Не подумайте, речь пойдет не об эксимерном лазере, не о лазерной коррекции зрения, которая пережила «коммерческий» бум на стыке веков. Такой установки как раз таки пока и нет в отделении лазерной микрохирургии и функциональной диагностики глаза 3–й минской клинической больницы. Почему сюда едут со всей Беларуси? «Наша задача — правильно оценить, кто и в чем нуждается, и помочь лазерными методами тому, кому это необходимо», — рассказывает мне заведующий отделением Андрей Савич. В тайны зрения здесь проникают с помощью такой техники, которую первые писатели–фантасты и вообразить себе не могли. Шутка ли сказать: увидеть внутри глаза «виртуальный мир», с предельной точностью запомнить (а потом и запечатлеть на бумаге для пациента) полную картину его офтальмологических проблем! Между тем подобное «руководство к действию» получили за год на руки уже 16 тысяч белорусов. А разве мог себе кто–нибудь представить лет 100 назад, что с помощью «всемогущего луча» медики научатся заставлять зрение работать? В первую очередь к таким «тренировочным», терапевтическим установкам садятся пациенты после операций, люди при начальных стадиях близорукости, с амблиопией — так называемым ленивым глазом.

С виду офтальмологическая лазерная установка — скромный небольшой аппарат. Его могучий «интеллект» скрывается внутри. Пациенту поначалу кажется, что речь идет об обычной процедуре проверки зрения: сюда поставить подбородок, здесь прижаться лбом... (дальнего предка этого аппарата, лазер образца 1985 года, — громоздкий, шумный, с системой водяного охлаждения, пожирающий массу электричества, офтальмологи нынче вспоминают с улыбкой). Сегодня в ходу лазеры твердотельные, долговечные и такие компактные, что, по словам Андрея Савича, их порой можно запросто носить в кейсе. «Лазерная хирургия переходит на качественно другой этап, — улыбается Андрей Викторович. — Это уже не что–то экстраординарное, из ряда вон выходящее, а общепризнанные и доступные для большинства методики, которые выполняются амбулаторно. Раньше им, увы, никакой альтернативы не было. И тот контингент больных, которым мы занимаемся сейчас, рано или поздно зрение терял. Мы пришли к таким людям на помощь. Потому что главное здесь — профилактика. Видим изменения на глазном дне — сразу можем помочь». В первую очередь речь идет о диабетической ретинопатии — грозном осложнении диабета. Уже через 2 — 3 года после его начала офтальмолог замечает предвестники беды. Тут–то и надо принимать меры, ведь диабетическая ретинопатия наряду с глаукомой, катарактой и заболеваниями сетчатки — главная причина слепоты. И одновременно основной фронт работ для современного «волшебного луча».

Преимущества лазерной микрохирургии, хирургии без скальпеля и ниток, испытали на себе в прошлом году более 6 тысяч пациентов 3–й минской больницы. Теоретики называют такие операции умными, практики — ювелирными. Хирурги–офтальмологи — асы «микросварки»: чтобы затормозить разрушительный процесс, они прожигают, «проваривают» проблемную зону, оставляя на ней шрамы настолько малые, что они не влияют на остроту зрения. С другой стороны, это в своем роде и «микропиротехники»: при необходимости ткань, наоборот, нужно «взорвать», например после операций по поводу катаракты. Сегодня никто не ждет: созрела она или нет? Сразу оперируют. Но потом возникает другая проблема: со временем мутнеет задняя капсула удаленного, «родного» хрусталика, и зрение опять начинает падать. Больной в легкой панике. Но лазерный луч делает одно микроскопическое отверстие — и счастливый пациент отправляется домой. Вот так — день в день — белорусские офтальмологи планируют в скором будущем оперировать если не всех, то абсолютное большинство своих подопечных. Как в развитых странах Европы. А японцы и вовсе прогнозируют, что через пару лет каждую вторую манипуляцию в офтальмологии будет совершать «волшебный луч». И это уже не похоже на фантастику.

Кстати

Только в прошлом году за помощью в отделение лазерной микрохирургии и функциональной диагностики глаза 3–й минской клинической больницы обратились более 40 тысяч пациентов, в чьих болезнях не смогли разобраться врачи на местах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter