Ложная воздушная тревога?

Из спорных пучин Северного Ледовитого океана международная напряженность переместилась в небо. В последнее время несколько раз вспыхивали скандалы из–за того, что кто–то нарушал чье–то воздушное пространство. Состав действующих лиц этих скандалов менялся, и лишь роль России оставалась неизменной. Всякий раз ей приходилось отвергать обвинения в адрес своей авиации
Из спорных пучин Северного Ледовитого океана международная напряженность переместилась в небо. В последнее время несколько раз вспыхивали скандалы из–за того, что кто–то нарушал чье–то воздушное пространство. Состав действующих лиц этих скандалов менялся, и лишь роль России оставалась неизменной. Всякий раз ей приходилось отвергать обвинения в адрес своей авиации. Например, пресса Альбиона эмоционально выказывала свое недовольство тем, что российский бомбардировщик слишком близко подлетел к рубежам Великобритании. А вот в случае с Грузией дело приняло намного более серьезный оборот. Сначала грузинские власти обвинили Россию в запуске ракеты, а теперь настаивают на нарушении российскими самолетами воздушного пространства этой закавказской республики.

Как и всякий конфликт между Москвой и Тбилиси, нынешний быстро приобрел черты международного и геополитического. Грузины призывают на помощь ООН и НАТО, США и Евросоюз, и те вроде бы совсем не прочь протянуть кулак в помощь. Большинство комментариев на этот счет сводится к ставшему уже расхожим утверждению: обостряется противостояние России и Запада. Хором вспоминают «холодную войну». Звучит угрожающе, но примерно так же, как утверждения Тбилиси о военной агрессии со стороны Москвы, то есть чересчур.

«Русская угроза» — газетным штампом времен «холодной войны» «Таймс» озаглавила свою статью о недавнем инциденте в небе над Британскими островами. Примерно в том же духе высказались и другие издания. Это были комментарии по горячим следам. Немного поостыв, пресса Великобритании смягчила тон. «Фотографии российских самолетов, патрулирующих небо над Атлантикой, вселяют страх в души тех, кто вспоминает «холодную войну». Однако подобная эмоциональная реакция не должна означать, что миру грозит новая вооруженная конфронтация между Востоком и Западом, — читаю в свежей колонке «От редакции» «Файнэншл таймс». — США или ЕС также не следует проявлять чрезмерную обеспокоенность по поводу недавнего увеличения расходов России на оборону. Это политические, а не военные жесты. Цель Президента Владимира Путина — частично восстановить престиж и мощь, утраченные с крахом Советского Союза».

Вряд ли Москва сегодня готова и ей это нужно: ввязываться в новую гонку вооружений. Свежа еще память о выдуманных бывшим голливудским актером Рональдом Рейганом «Звездных войнах», так напугавших Политбюро. Колосс на глиняных ногах — советская экономика — не выдержал соперничества и рухнул. Зачем повторять ошибки? Но Россия, питаемая нефтью и газом, считает себя сегодня в силах вернуть некоторые утерянные позиции.

Российские бомбардировщики появились на горизонте Великобритании после предупреждения. Еще на прошлой неделе Президент Путин заявил, что «возобновляются регулярные полеты стратегической авиации в отдаленные районы планеты». Ровно в полночь 17 августа с семи аэродромов в разных частях России в воздух были подняты 14 самолетов. 15 последних лет Ту–95 ждали своего часа.

Информационный эффект у этих полетов сильнее, чем их непосредственно военное значение. Маленькая Грузия, которая любому своему конфликту с большой Россией стремится придать глобальные черты, воспользовалась ситуацией. Новое заявление грузинских властей о том, что российские самолеты нарушили воздушные границы Грузии, легло в подготовленную почву. У непосвященных все сходится: «Ага, это, видать, тот самый российский бомбардировщик — из Северной Атлантики прилетел на Черное море». А уж кто прав, кто виноват, как показала история с упавшей «российской» ракетой, — совершенно неважно. Хоть приглашай международных экспертов, хоть не приглашай — Тбилиси и Москва все равно будут стоять на своем.

Замысел Михаила Саакашвили по–своему понятен: если представить происходящее на российско–грузинской границе как конфликт по линии Россия — Запад, можно рассчитывать на более активную поддержку со стороны США и ЕС. Вот и в связи с последними инцидентами НАТО заговорила об активизации сотрудничества с Тбилиси. Еще несколько таких «ракет» — и можно будет оформлять долгожданное членство в Североатлантическом альянсе. А без российских миротворцев (на территории НАТО их быть не должно) выяснить отношения с Абхазией и Южной Осетией будет гораздо проще.

Утверждать, что отношения между Россией и США, Россией и Европейским союзом в последние годы не изменились, — значит не замечать очевидного. Соревновательность, безусловно, возросла. Москва сегодня не хочет уступать ни по каким вопросам: кому будет принадлежать Северный полюс или, допустим, пост главы МВФ? Это можно назвать экономическим термином «конкуренция», а можно, если правильно воспользоваться ситуацией, — проявлением новой «холодной войны». В интересах России и Запада, чтобы их действия были как можно более прозрачны и трактовались правильно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter