Насколько обоснованы претензии Россельхознадзора к качеству белорусской продукции

Ложка селитры в молочной бочке

Неча иногда на Россельхознадзор пенять, коль технология крива


Белорусские изделия занимают 80 процентов в объеме ввозимой в Россию «молочки». Соседям нравится натуральность нашего молока, масла и сыра,  и они голосуют за них своим рублем. 


Успешной торговле, несомненно, способствует и единое таможенное пространство.  Помните, сколько сломано копий при создании ТС? Спорные моменты, можно утверждать, полностью нейтрализованы преимуществом, которое раскрывает торговое сотрудничество, — реализовывать товары на общей территории государств без лишних проволочек в виде сертификационных процедур. 

Но, с другой стороны, чтобы не допустить коммерческой вольницы, действуют жесткие правила — единые требования к производству, хранению, маркировке и доставке товаров, в оформлении поставок, реализации. Наконец, особое внимание качеству. Чтобы наша дойная корова была вне подозрений, в чем кровно заинтересованы белорусские экспортеры, ни одна ложка дегтя не должна попасть в «молочную бочку».  Иными словами, весь без исключения объем поставок должен соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». 

Принципиально важно: декларацию о соответствии подписывает непосредственно производитель, беря тем самым на себя ответственность за соблюдение норм, установленных техрегламентом. Это, можно сказать, кодекс экспортеров,  а раз взялся за гуж — попыхти над усвоением его содержания.

Сейчас Тверская межобластная ветлаборатория проводит исследования о содержании сухих продуктов в питьевом молоке. Заподозрив белорусских переработчиков в применении санкционных товаров, ветеринарные контролеры предупреждают, что у российской стороны есть сомнение в происхождении СОМ. И здесь не могу не процитировать: «пока у нас нет методов определить территориальное происхождение сухого молока при помощи объективных (аппаратурных) методов контроля. Пока нет... но мы над этим поработаем...»


Так что придется поработать и нам. Иного не дано. На то и Данкверт, чтобы технологи не дремали. Россия в последнее время всерьез обеспокоена качеством продуктов питания. И претензии к отечественным производителям порой носят гораздо более серьезный характер, чем те, которые выдвигают российские контролирующие органы к пищевикам из Беларуси. Кроме того, как заявил генеральный директор «Евразийского агентства международного сотрудничества» Александр Ольшевский, в отношении Беларуси речь идет лишь об ограничении поставок, а в самой России уже встречались прецеденты, когда крупнейшие молочные заводы даже закрывались либо их деятельность на некоторое время приостанавливалась.

Но как при системном входном контроле вообще возможно попадание в переработку некачественного сырья? Почему, например, то и дело всплывает метронидазол? Препарат, который давно используют в ветеринарии, но его почему-то до недавнего времени не могли выявить в наших лабораториях? Оказывается, не было методики.

Между тем уже обожглись на грязном молоке филиалы Слуцкого сыродельного комбината, из-за чего Россельхознадзор приостанавливал поставки и вводил усиленный лабораторный контроль их продукции. У Любанского филиала выявлены признаки фальсификации сухого обезжиренного молока более дешевым сырьем — возможно, сухой сывороткой или другим.

У Копыльского филиала установлено существенное превышение массовой доли консерванта — натрия азотнокислого Е251 в сыре «Белорусское золото», который, кстати, завоевывал много медалей на разных конкурсах и его с руками отрывают россияне. Наши предприятия производят сыры по старым технологиям, пояснила начальник производственной лаборатории Алла Стасевич:

— И нитрат натрия, и нитрат калия, или Е252, другими словами, селитра, допускались в качестве консервантов,  и мы пользовались прежней технологией. Но наука идет вперед. Эти добавки, предполагается, вызывают ряд заболеваний, поэтому все отказываются от их применения, заменяют другими. Исключили селитру и мы. Что касается метронидазола, то предприятие купило дорогостоящее оборудование для определения препарата методом иммуноферментного анализа. Недешевы и сами тесты — набор стоит 800 рублей. Их хватает для обследования сырья всех двадцати хозяйств, входящих в нашу сырьевую зону. Превышений больше не допускаем, поэтому нам открыли поставки в Россию и сняли нас с усиленного лабораторного контроля. Плюс ко всему сертифицировались в Брянской лаборатории, хотя есть и аккредитованная белорусская, но к российскому документу больше доверия.

Новые требования заставляют перестраиваться экспортеров, но в магазинах по-прежнему можно найти сыр с селитрой. Буквально на днях купила «Голландский традиционный «Славяна» от калинковичского СООО «Белсыр». Разобраться, какие в нем добавки, смогла только дома с лупой. Мало того, что информация напечатана, наверное, самым мелким шрифтом, так еще и не читается. Специально, что ли? Может, и не съела я тех лишних «ешек», но и гарантии безопасности продукта тоже не почувствовала. 

К тому же не вся продукция, получившая разворот от российских ворот, уничтожается. Часть ее возвращается, часть оседает на распределительных складах, а потом недобросовестные поставщики всеми правдами и неправдами толкают ее в продажу. 

ВОТ характерный пример. Весной  недалеко от белорусско-российской границы прерван маршрут большегрузной машины. При досмотре выяснилось, что не предназначенный для транспортировки пищевых продуктов автомобиль, принадлежавший некоей фирме «СВ Транс», наряду с газированной водой, перевозил 8 тонн сыра одного из наших предприятий под видом «товара прикрытия» — крахмала, на что и были выписаны накладные и счет-фактуры. Когда проверяющие раскрыли подлог, водителю не было смысла отпираться, и он предъявил спрятанные сопроводительные документы и на сыр, который таким образом «легализовался» бы в Москве. 

Причину «серых» схем продвижения товаров представитель Россельхознадзора объяснила запретом на поставки: «Поскольку ощутимые объемы выработанного с расчетом на российский рынок сыра массово осели в распределительных складах Беларуси, недобросовестный бизнес пытается использовать любые возможности для его продвижения в торговый оборот».

Попалось и ОАО «Минский молочный завод № 1» — инспекторы управления Россельхознадзора в опломбированных автотранспортных средствах несколько раз выявляли нелегальный ввоз «молочки». У проверяющих ветеринаров в пунктах предварительного уведомления и учета продукции «Красная Горка» и «Красный Камень» даже шутка есть: «Все самое интересное нас ждет впереди».  Они знают, что не заявленный в ветеринарных и других сопроводительных документах товар грузят в первую очередь и, словно ширмой, закрывают «задокументированным». Кто будет спорить: нарушения из разряда серьезных недоработок в системе предотгрузочного контроля, бросающие тень на безупречность нашей экспортной продукции. А, как говорится, имидж — все.

Klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter