На какую долю российского рынка продовольствия стоит рассчитывать нашим производителям

Ложка меда в цистерне молока

В ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент, рассказывая о мировых торговых войнах, с сожалением констатировал: не обошли они стороной и Евразийский экономический союз. В частности, тяжело приходится производителям продуктов питания — молочной, мясной продукции, сахара. К примеру, в начале этого года под запрет попало наше сухое молоко: российские эксперты тогда заявили о претензиях к его качеству. В то же время стало известно, что в России скопились немалые остатки сухого новозеландского молока, и в том числе и этим обусловлены меры против белорусских производителей…

Эксперты советуют производителям ориентироваться на молодое поколение.

Претензии российских ветеринарных служб к нашим продуктам имеют одну важную характеристику — они цикличны. Когда начинается сезон «большого молока» и конкуренция за место на российских полках возрастает, продукция белорусских молочников вдруг оказывается «не такой». Зато когда рынок вступает в фазу спада, про прежние слова регулятор как будто забывает. О странностях белорусского продовольственного экспорта говорили на прошедшем недавно в Минске IV Международном форуме «Беларусь молочная». Мы обсудили с заместителем председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК, генеральным директором Petrova Five Consulting Мариной Петровой перспективы работы наших молочников в российском направлении. Она считает, что наш экономический партнер в вопросах продовольственной безопасности без помощи извне не справится.

— Марина Дмитриевна, не так давно министр сельского хозяйства России говорил о том, что белорусским производителям нужно постепенно сокращать экспорт в Россию и искать новые рынки сбыта…

Марина ПЕТРОВА.
— Если говорить о питьевом молоке, кефире, ряженке, то уровень самообеспеченности России достаточно высок, но в категориях сыр и сливочное масло зависимость от импортной продукции, в том числе и белорусской, остается достаточно высокой – около 30 процентов, а в категориях сухое молоко и сухая сыворотка – 50 процентов. И России потребуется не менее 5—7 лет, чтобы выйти на достаточный уровень самообеспечения этими продуктами. Поэтому пока рано говорить о существенном сокращении белорусского экспорта в Россию. Кроме того, взаимное стремление стран к диалогу и экспертные мнения представителей отрасли подтверждают удачный итог белорусско-российских переговоров. Консенсус позволил минимизировать потери для отраслей двух стран.

— Какие виды белорусской молочной продукции и в каких сегментах сегодня наиболее конкурентоспособны и популярны у россиян?

— Российские потребители воспринимают белорусские молочные продукты как свои – близкие по вкусу и доступные по цене, поэтому большинство ваших производителей работают в среднем ценовом сегменте. Самые популярные — «Савушкин продукт», «Брест-Литовск» и «Бонфесто». Они надежно закрепились на полках российских магазинов, в том числе федеральных сетевых операторов. Популярностью пользуются и специализированные магазины, в которых продаются белорусские молочные продукты в широком ассортименте. В целом популяризация вашей продукции у российских потребителей является результатом их многолетнего позиционирования как недорогих и качественных.

— На какой сегмент молочной продукции нашим производителям стоит сделать ставку, чтобы не потерять российский рынок?

— Наши страны тесно взаимосвязаны, поэтому в текущей ситуации вряд ли стоит говорить о скорой потере даже части российского рынка. Сегодня белорусские производители поставляют широкую линейку конкурентоспособной молочной продукции, особенно в среднем ценовом и экономсегменте. Но если смотреть в будущее, я бы советовала ориентироваться на молодое поколение – активнее изучать его потребности и разрабатывать новые продукты. Молодежь живет в скоростном ритме и готова платить за удобство – те предприятия, которые научатся понимать и учитывать новые потребности, станут успешными как на «домашнем», так и на мировом рынке.

В любом случае взаимное стремление стран к диалогу и экспертные мнения представителей отрасли позволяют судить об удачном итоге переговоров, результатом которых станут минимальные потери для молочной отрасли как в Беларуси, так и в России.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter