«Ложка дегтя» в двух измерениях

Статья в «СБ» о форуме на Интернет–сайте вызвала бурю эмоций
Статья в «СБ» о форуме на Интернет–сайте вызвала бурю эмоций

Существуют два разных измерения: виртуальное и реальное. И еще два измерения есть уже в реальности. В одном — те из нас, кто, фигурально выражаясь, строит, красит, фонари ставит. В другом — кто потом стены размалевывает, а фонари бьет. Первых — большинство. Но часть из них — где–то посередине: им проще не заметить тех, вторых, чем замечания делать. А ну как эти, вторые, плюнут под ноги и скажут: мы — свободные люди, заткнитесь, сами дураки! И что же делать?

Я опубликовала в газете реплику об Интернет–сайте, который задумали жители Мозыря и посвятили свое виртуальное детище грядущему юбилею города (« Навстречу юбилею города», 16 декабря). Даже не о сайте писала, а о форуме, который все впечатление портил. Сайт с нормальной претензией — там публикуются материалы местной газеты и вообще информация о городе. И вдруг на форуме среди прочего — мат и бессмысленная дребедень со ссылками на другие сайты, где рекламируются голые девушки. Сейчас, конечно, обнаженной натурой никого не удивишь, как, впрочем, и хамством. Но все же, мне показалось, сайт о городе, пусть и неофициальный, — не то место, где подобное должно процветать. В общем, про ложку дегтя я написала — для тех, кто не понял.

Сделали вид, что не поняли, и те, кто к созданию сайта руку приложил, и те, кто там развлекался. «Вы всех опорочили, зачем?» — возмущенно спросили меня в открытом письме, опубликованном вроде даже в местной газете. В другом письме дальше пошли: увидела, мол, не то, что надо было, и вообще плохая — интеллигентка столичная, «шляпу надела», где–то даже местами сексуально озабоченная, а местами и «синий чулок»!

Пытаясь представить, как выглядит сексуально озабоченный «синий чулок» в шляпе, я отвечала на телефонные звонки посетителей сайта и его создателей. Одни хотели беседы вести, другие предлагали мне самой форум модерировать, третьи предпочитали браниться. Затем все скопом стали размещать свои пафосные открытые письма на том сайте и сами же их обсуждать на своем форуме. Правда, к этому времени его уже разделили на «чистый» и «грязный». Мне было забавно наблюдать за этой бурей в стакане. Но когда позвонил Сергей, модератор злосчастного форума, и мы нормально побеседовали, я подумала: «Что же мне делать?» Может, попробовать человеческим языком объяснить, что такое ложка дегтя? Может, намекнуть, что если что–то выносишь на обозрение, то будь готов к тому, что и публика свое слово скажет? Подождала я, когда все успокоятся. Сказала: «Спасибо. Приятно». И позвала Сергея в редакцию.

— Человек имеет право быть самим собой. Должно быть место, где люди могут и не контролировать себя, — сказал мне Сергей. — И потом, я делаю это на общественных началах, а есть еще и работа. Просто не успеваю убирать «грязь». Да и вообще, если я буду «чистить» их разговоры, они просто уйдут с форума.

— Ну и что? Вопрос в том, нужно тебе, чтобы был такой «базар», или не нужно.

Сергей пожал плечами, и я поняла, что ему нужно, чтобы были на сайте посетители. Это, кстати, в основном уехавшие из Мозыря молодые люди. Они ностальгируют таким образом. У самих мозырян компьютеров очень мало. Из тех, у кого они есть, выход в Интернет — у единиц. А ностальгирующим фиолетово, что об их городе подумают. Они скучают и матерятся. Но если им пальчиком погрозить, то они обидятся и скажут: «Мы хотим быть свободными!» Или еще хуже заявят: «Злые вы, уйдем мы от вас!» Этого, оказывается, допустить нельзя.

Нельзя так нельзя, дело хозяйское. Сейчас разговор не о том. Тут уже тема посерьезнее назревает. Интернету рано или поздно придется считаться с общепризнанными нормами общественной жизни, потому что, по сути, это просто безумно массовое средство коммуникации. Давно ли телевизор был редкостью? Скоро и компьютер будет в каждой семье. И Интернет. Все попытки вогнать глобальную сеть вместе с ее участниками в какие–то рамки сталкиваются с серьезным сопротивлением этих самых участников. Объяснение очень простое: для многих Интернет стал средством от одиночества, фактором личной жизни, а значит — существенным элементом внутреннего пространства. А каково оно, мы видим в рубрике, которая теперь называется витиевато: «Грязный форум: место, где можно быть самим собой». Вот только «быть самим собой» — это разве обязательно молоть чепуху, плеваться и хамить?

Мне сказали: чего прицепилась, когда там заметки клевые, фотки — зашибись, да и разговоры теперь нормальные пошли — вот твою статейку обсуждаем! У нас ведь — не тебе чета, из США и Канады посетители есть! Или еще вопрос мне был задан: «Задумывались ли вы когда–нибудь о том, каким должно быть идеальное общество?» — некто Андрей (в сетях его имя Masked One) спрашивает. И сам же отвечает: это — свободное общество. От условностей, он имеет в виду. Значит, и у других людей тоже есть право свободы представлений. Кому–то хочется рисовать слово из трех букв? И вы отстаиваете его свободу на это его волеизъявление? Но каждый имеет право не предоставлять свой забор для написания этих лингвистических перлов! Пишите, господа, на своем заборе на здоровье. Или на двери собственной квартиры пишите, если она у вас есть. А если нет — на маминой, если мама разрешит. А она разрешит?

Да, всегда останется часть населения — маргиналы так называемые. Но дело–то в том, что активисты Интернет–движения не от их имени сайт придумали и даже не от своего собственного. А прикрылись городом! Но что–то мне подсказывает, что горожане окажутся против такой сентенции: «Идеальное общество должно состоять исключительно из умных и непременно искренних людей. Пусть они будут даже подонками, способными видеть глубинную сущность вещей». Что такое «подонок»? И почему участники дискуссии решили, что глубинная сущность — это не что иное, как «гы–гы–гы» и «так–растак»?

«Мне противна современная общественная мораль, — написал мне в своем послании Андрей. — Если человек идиот, то я не считаю зазорным заявить ему об этом в лицо, не стесняясь в выражениях. Кому–то это может быть неприятно? Это не моя проблема, уж извините». Извиняю и напоминаю: все одинаково свободны — и вы, и мы. Хотите правды кривых зеркал? Тогда читайте классиков: «Жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя». Это я к тому, что кто–нибудь все равно однажды возьмет да и покажет вам ваше отражение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter