Почему наших производителей молока сравнивают со ждунами?

Ложка дегтя в бочке молока

Белорусских производителей молочки недавно сравнили со ждунами. «Ждун» — или Нomunculus loxodontus — это скульптура голландской художницы Маргрит ван Бреворт, символ терпеливого и  пассивного ожидания. Именно так — терпеливо и пассивно — многие наши переработчики ждут, когда придет купец на их товар. Тем временем мировой молочный рынок растет с огромной скоростью, открывая большие перспективы для Беларуси. Нужно только правильно этими перспективами воспользоваться. 


Хвалиться и гордиться своими успехами — это хорошо. И даже правильно. Когда слышишь о том, что наша страна по производству молока приближается к Австралии и при этом занимает третье место в мире по экспорту сливочного масла и сухой сыворотки, четвертое — по поставкам сыра, пятое — по продажам сухого обезжиренного молока,  гордость берет за наших переработчиков. В прошлом году именно молочники заработали на экспорте 1,8 млрд долларов. Планы на этот год амбициозные — увеличить производство и поставки за рубеж и заработать еще больше. Тем более что все предпосылки для этого есть: цены на мировом рынке уже выросли на 20—30%. Для производителей это хорошие новости. 

Вот только есть ложка дегтя в этой большой бочке молока: с диверсификацией экспорта у заводов все так же туго. Несмотря на то что торговля идет почти с четырьмя десятками стран мира, на российские полки по-прежнему уходит более 96% всего экспорта молочки. При этом на долю стран Азии приходится лишь 0,2% объема, отгружаемого за границу, а в государства Европы, Африки, Америки доходят и вовсе капли в море — по 0,01%. 

Из  более чем трех десятков заводов, имеющих сертификацию на поставки в Китай, экспортируют туда только три компании. Все остальные, как шутит начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов, «сложили руки и сидят, как «ждуны»: ждут, наверное, когда покупатели сами к ним придут». Такая позиция проигрышная: завоевать новые полки и заработать деньги можно только благодаря агрессивному маркетингу. Уже в этом году пробные поставки сливочного масла начаты в Иорданию, Сингапур, Сирию. Да, с точки зрения логистики, это не самые простые страны. Но есть шансы, что в скором времени отгрузки белорусской молочки туда станут регулярными. А вот с российского рынка, который останется для нас приоритетным, нужно постепенно уходить и стремиться к экспортной формуле «30-30-30». 

В министерстве подсчитали и озвучили такую цифру: к 2020 году разница между нашим молочным экспортом и российским импортом может превысить 1,6 млн тонн. Эти излишки нужно куда-то продавать. И начинать решать эту задачу нужно было еще вчера. 

Впрочем, исполнительный директор компании «Союзмолоко» (Россия) Артем Белов успокаивает: вряд ли российским производителям так скоро удастся закрыть потребности внутреннего рынка, а значит, наши «прысмакі» своего покупателя найдут. Тем более что именно Россия сегодня обеспечивает максимальную доходность большинству экспортеров. Вместе с тем нам советуют обратить пристальное внимание на рынок стран Юго-Восточной Азии (ЮВА): в ближайшие 10—15 лет он будет заметно расширяться. За последние несколько лет потребление молока в регионе ЮВА выросло на 125%. Грех этим шансом не воспользоваться. 

Уже в этом году нашим заводам предстоит продать молочной продукции на 400 тысяч тонн больше, чем в прошлом. Ожидается, что это принесет в казну 2 млрд долларов. Однако производители должны понимать: конкуренция (в том числе и ценовая) на мировом рынке будет только усиливаться. Особенно заметно это будет на российских полках. Так что сейчас как раз самое время перестать быть «ждунами». 

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter